Минэкономразвития в очередной раз повысило оценку оттока капитала в 2012 году — до $73—75 млрд. Еще накануне глава Минфина Антон Силуанов утверждал обратное: отток капитала не превысит $60 млрд, успокаивал он Владимира Путина и его доверенных лиц. Эксперты удивляются: методики подсчета у ведомств одинаковы. Впрочем, два экономиста — три мнения, говорят они.
Минэкономразвития повысило прогноз по оттоку капитала из России в этом году до $73—75 млрд. Еще в сентябре ведомство рассчитывало на $50—60 млрд. «Достаточно сильный отток сохраняется в октябре — ноябре», — сказал замглавы ведомства Андрей Клепач. В воскресенье на встрече правительства с доверенными лицами президента Владимира Путина министр финансов Антон Силуанов давал оценку в $60 млрд. Еще три недели назад и Минэкономразвития, и Минфин были практически солидарны в прогнозе — $65—70 млрд. Центральный банк давал сопоставимую цифру — $67 млрд.
В 2013 году, отметил Клепач, отток может составить от 0 до $10 млрд. «Ситуация может быстро меняться. Приватизационные сделки могут в декабре — январе изменить оценки оттока капитала», — подчеркнул замминистра.
Оценку ВВП на 2012 год Минэкономразвития сохраняет — 3,5%. Но структура факторов роста изменилась, сказал Клепач. Так, на основании данных Росстата увеличилась оценка роста инвестиций в основной капитал — с 5,5% до 7,8%. На следующий год этот прогноз, наоборот, снизился с 7,2% до 6,5%.
Еще один локомотив экономического роста — потребительский спрос. Его темпы хоть и замедлились, но все же остаются высокими. Прогноз увеличения на 2012 год — 5,7% против 6,1%. «За этим стоит определенное торможение роста потребительского кредита и замедление роста реальной зарплаты», — объяснил Клепач. По его словам, реальная зарплата в этом году вырастет не на 9,1%, а на 8%. Розничная торговля в 2013 году тоже будет расти опережающими темпами, считают в Минэкономразвития, — 5,4%. В этом году показатель снижен с 6,1% до 5,7%.
«Условия кредитования экономики ухудшились, денежно-кредитные факторы работают на замедление экономики», — указал Клепач. Кроме того, сказывается замедление спроса на мировых рынках, в том числе на сырьевые товары — газ, металлы, продукцию химической продукции и деревообработки, целлюлозно-бумажную продукцию.
Но прогноз роста ВВП на 2013 год понижен только на 0,1 процентного пункта — до 3,6%. В ведомстве не исключают, что инфраструктурные компании будут вынуждены снизить выполнение инвестпрограмм.
Понижение ждет промпроизводство: в 2012 году увеличение составит лишь 3,2% вместо 3,6%, а в 2013-м — 3,6% вместо 3,7%.
Торможение российской промышленности во многом связано с уменьшением темпов роста экспорта, пояснил замминистра. На 2012 год показатель снижен с $534 млрд до $529 млрд, на 2013-й — с $500 млрд до $496 млрд. В частности, экспорт газа в этом году уменьшится с 193,3 млрд до 180 млрд кубометров, а добыча — с 676 млрд до 656 млрд кубометров в 2012 году. В следующем году добыча газа должна снизиться с 691 млрд до 683 млрд кубометров, а экспорт — с 204,4 млрд до 196,4 млрд кубометров.
В Минэкономразвития предупреждают, что спрос на газ в Европе будет падать, а конкуренция со стороны альтернативных источников энергии — расти. В то же время «Газпром» может укрепить позиции в Европе за счет скидок, которые выбили европейские потребители.
Экспорт нефти останется фактически в пределах прошлых прогнозов, считают в Минэкономразвития. 239,6 млн тонн в 2012 году и 240 млн тонн в 2013-м. Добыча по итогам этого года должна увеличиться с 514 млн тонн до 516 млн тонн, а в следующем — с 238 млн до 240 млн тонн. «При этом не наблюдается падения экспорта нефтепродуктов, как ранее считало Минэнерго, когда выводило формулу 60—66», — подчеркнул Клепач.
Замедление экспорта не сильно сказалось на ВВП, говорят в Минэкономразвития, так как темпы роста импорта существенно замедлились. В 2012 году показатель составит $334 млрд против прогнозируемых ранее 343 млрд, а в 2013-м — $364 млрд против $375 млрд.
«Замедление импорта — для нас это некая загадка», — отметил Клепач.
Одно из возможных объяснений — замедление потребительского спроса и увеличение доли отечественных товаров на рынке. Не исключено, что объемы импорта вообще недооценены, полагает замминистра. По его словам, казахстанская статистика показывает товарооборот с Россией выше, нежели российская.
«Можно полагать, что часть импорта, в том числе китайского, идет через страны Таможенного союза и недостаточно учитывается», — указывает Клепач.
Несогласованность позиций Минфина и Минэкономразвития в оценке оттока капитала может объясняться по-разному, говорят экономисты. «На самом деле это трудно прогнозируемый показатель. Если вы посмотрите прогнозы начала года и их изменение в течение года, то увидите большой размах», — говорит глава аналитического департамента Номос-банка Кирилл Тремасов. Этот показатель сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка, указывает он.
«Несогласованность позиций ведомств несколько удивляет», — отмечает эксперт. По его словам, оценка оттока капитала в $70—80 млрд соответствует рыночному консенсусу.
С оценкой роста ВВП Тремасов согласен. «Есть некий намек на улучшение мировой конъюнктуры, — подчеркивает он. — Возможно, Европа нащупает дно, в США ситуация улучшится, а китайская экономика ускорится еще больше».
Возможно, расхождения между Минфином и Минэкономразвития по оттоку капитала связаны с учетом разных факторов при расчете оттока и притока капитала, рассуждает главный экономист Центра развития Валерий Миронов. По его словам, по-разному может прогнозироваться приток капитала, динамика изменения цен на нефть. Кроме того, еще нет данных за IV квартал, отмечает Миронов. «Это очень волатильный показатель. Где два экономиста, могут быть три мнения», — говорит Миронов и подчеркивает, что вывода о разногласиях между Минфином и Минэкономразвития делать не нужно.
Миронов считает, что говорить о негативной тенденции в связи с оттоком капитала нельзя. «С одной стороны, отток — это плохо. С другой, если идет вложение в реальный сектор за рубежом (то есть скупка подешевевших активов) — это хорошо, наши компании получают технологии, используют более квалифицированную рабочую силу», — объясняет эксперт.
В России же рост оттока капитала расценивается негативно, «потому что считается, что диверсификация нужна только внутри страны», указывает Миронов.
С оценкой роста ВВП на 2013 год экономист не согласен. «Исходя из текущей тенденции, он должен быть ниже — 3%. Но истина в руках статистических органов», — иронизирует он. По расчетам Миронова, удержать показатель на уровне 3,6% можно, если и дальше увеличивать прогнозы по увеличению инвестиций в основной капитал. «У них в кармане есть козырь по повышению [показателя]», — не исключает экономист. Половина таких вложений приходятся на строительную отрасль, а темпы ее роста не пересматриваются, напоминает эксперт. А разницы между 3% и 3,6% роста ВВП он не видит: «России необходимо увеличивать экономику на 5—6%».
Снижение прогноза по оттоку капитала Минфином может свидетельствовать о том, что ведомство пересмотрело данные по прибыли некоторых компаний, считает старший экономист Всемирного банка в России Сергей Улатов. В методике ЦБ (ею пользуется и Минэкономразвития) учитывается уровень реинвестиционного дохода — фактически это прибыль российских компаний, которые более чем на 10% принадлежат иностранным. «Если компания получает прибыль, то эта прибыль в процентном выражении будет считаться притоком иностранного капитала», — объясняет экономист. Соответственно,
Прогноз в 3,6% роста ВВП Улатов считает реальным — такой дает и Всемирный банк.
«Вопрос в качестве роста. Факторы производства не улучшаются. Экономика будет снижать конкурентоспособность», — говорит он.
А ожидать урезания инвестпрограмм инфраструктурных компаний вряд ли стоит, рассуждает экономист. «Здесь есть еще и политическая составляющая. Политика государства такова, что нужно поддерживать инвестиционный спрос за счет госкомпаний», — указывает он.
Екатерина КАРПЕНКО