Россия входит в период затяжного снижения экономического роста — до 2,6% в 2013 году. Причем, высокая стоимость нефти ($100—110 за баррель) перестанет стимулировать рост, прогнозируют макроэкономисты, в частности, Высшей школы экономики. Отток капитала продолжится, что может привести к девальвации рубля. Но зарплаты продолжат расти
Во вторник макроэкономисты Высшей школы экономики, Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), Экономической экспертной группы при правительстве России и компании экспертного консультирования «Неокон подвели итоги 2012 года и обозначили перспективу на следующий.
Экономический рост в России в этом году составит, скорее всего, 3,6%. Максимум — 3,8%, прогнозирует руководитель направления макроэкономики и финансов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов. (Прогноз Минэкономразвития — 3,5%).
В 2013 году экономика будет стагнировать — рост ВВП не превысит тех же 3,8%, что почти равно прогнозу Минэкономразвития.
По крайней мере, рост ВВП не снизится, а останется примерно на том же уровне или даже минимально вырастет, уточняет научный руководитель Экономической экспертной группы при правительстве России Евсей Гурвич.
Менее оптимистична директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. По ее мнению, риск замедления экономического роста в 2013 году реально существует — до 2,6%. «Если рассматривать данные по большинству показателей, например, обрабатывающие производства, оптовая торговля, то роста нет уже несколько кварталов. А инвестиции в основной капитал, в строительство падают. Экспорт товаров и услуг за 1—2 кварталах сократился на 0,9 и 0,5% соответственно, а в целом — продолжает плавное снижение, начатое в 2011 году. Весь год рост спроса со стороны населения снижается и составляет сейчас 1,6% в квартал», — аргументирует Акиндинова.
Причины для пессимистичного прогноза традиционны. Это низкие темпы роста глобальной экономики и стагнация еврозоны. «Некоторые эксперты убеждены, что еврозона уже преодолела основной риск — распад — но я уверен, что настоящие проблемы еврозоны только начинаются. Главная проблема — не долговой кризис, а невозможность обслуживать долги. Это неизбежно отразится на экономике России», — полагает президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин.
Другой важнейший фактор, традиционно поддерживающий рост российской экономики, — стоимость нефти, в 2013 году не даст эффекта.
«Особенностью 2013 года будет высокая цена на нефть, от $100 за баррель. Но сложится парадоксальная ситуация, когда высокая цена не будет стимулом для российской экономики», — добавляет Белоусов.
Еще одним фактором торможения экономического роста выступит долговая нагрузка на домашние хозяйства. С середины 2011 года Россия переживает бум потребительского кредитования. Сейчас на рынке потребкредитования наблюдается перегрев, а в следующем году долговая нагрузка почти сравняется с той, которая была перед кризисом в 2008 году, что приведет к замедлению потребления и в конечном счете негативно скажется на экономическом росте, отмечает Акиндинова.
Стагнация экономики может привести к тому, что правительство не сможет выполнить социальные обязательства (в частности, по индексации зарплат в бюджетной сфере). «Для реализации соцобязательств необходим рост ВВП в 5—5,5% в год. Только такой экономический рост обеспечит необходимый приток налогов в госбюджет», — уточняет эксперт ЦМАКП.
Планы правительства по увеличению заработной платы бюджетников выполнить можно, но при условии сокращения численности бюджетников на 15% к 2020 году, подсчитала Акиндинова.
Эксперты единодушны только в одном: инфляция в следующем году будет примерно равна нынешней — 6—6,2%. К 2015 году она замедлится до 5,4%. Благодаря жесткой политике ЦБ.
Отток капитала продолжится и в следующем году. Чистый отток частного капитала за последние 12 месяцев (с октября 2011 по октябрь 2012 года) превышает $90 млрд. и пока нет признаков снижения его интенсивности, напоминает Акиндинова. «При дальнейшем продолжении оттока капитала девальвация рубля становится неизбежной», — резюмирует она.
Но если отток снизится и рубль устоит, то в ближайшие годы неизбежен рост зарплат.
«Со следующего года мы входим в длительный период — до середины XXI века, который будет связан со снижением численности активного населения. Дефицит рабочей силы будет приводить к росту зарплаты», — говорит Гурвич.
Но возникает другая проблема — рост зарплат и доходов (в 2012 году — на 8,9%) не обеспечен ростом производительности труда. С другой стороны, если затормозить рост зарплаты, то замедлится рост потребительского спроса, который остается главным источником экономического роста последних лет. Если же продолжить повышение зарплат, снизится конкурентоспособность экономики в целом. «Это требует ответных мер по улучшению инвестиционного климата, а с ними пока есть пробуксовки», — считает Гурвич.
Рустем ФАЛЯХОВ