В конце ноября в Москве прошла акция протеста против коррупции в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), в которой приняли участие представители малого бизнеса и простые вкладчики банков. В ходе митинга проходил сбор подписей под обращением к президенту России Владимиру Путину «зачистить коррупцию в АСВ». Судя по всему, подобные акции протеста могут не только повториться, но и расшириться.
В своем обращении к Владимиру Путину участники митинга обратили внимание президента на коррупционные связи сотрудников АСВ с экс-банкирами лопающихся один за другим банков и сделали конструктивное предложение: «Разделить функции органа, предоставляющего государственные гарантии по вкладам, и органа, реализующего активы банков после банкротства банков».
Соединение этих двух функций в одном органе (сейчас в АСВ), похоже, развязывает руки сотрудникам данного органа для коррупционных схем с бывшими банкирами непосредственно перед банкротством и в период конкурсного управления обанкротившимся банком. Судя по всему, больше всего от этого страдают сами представители банковского сообщества, выдавшие перед специально организованным банкротством межбанковские кредиты под залог недвижимости. Дело в том, что реализацией имущества занимается через свои компании АСВ. В результате от стоимости залога банкам приходит до 10%, в случае с «Московским капиталом» пострадал, например, НРБ.
Другим пострадавшим является средний бизнес. Получается, что сотрудники АСВ, уже будучи конкурсными управляющими, убеждают предпринимателей купить актив из залога обанкротившегося банка, который после сделки сам подает на банкротство, и появляются третьи лица-кредиторы — подставные от АСВ, претендующие на тот же актив. В случае с «Московским капиталом» пострадало, например, ЛенСпецСМУ.
И, наконец, третьим пострадавшим становится мелкий бизнес, а также рядовые вкладчики. Их счета, похоже, просто замораживаются, и людям звонят от имени АСВ с предложением разморозить вклады за 50%. Так, например, мошенники предлагают потерпевшим вкладчикам обанкротившегося банка «Холдинг-кредит» за комиссию вернуть всю задолженность финучреждения перед ними. Похожие действия мошенники предпринимали во время банкротства АМТ-банка.
Или можно привести другой пример. Сотрудники полиции задержали бывших руководителей московского филиала ОАО «Мобилбанк» Глеба Килякова и начальника отдела этого филиала по работе с клиентами Ирину Потехину, подозреваемых в коммерческом подкупе. Сотрудники банка, признанного в октябре 2012 года банкротом, предложили предпринимательнице за вознаграждение помочь в получении хранившихся в их банке средств. По данным оперативников, всего на счету банкиров может быть как минимум 12 подобных операций. В своих показаниях Киляков и Потехина указывают на реальных владельцев банка — Романа Крестина и Александра Хохолкова, но юридически доказать «пешкам» свою «маленькую исполнительскую роль» сложно. И это все произошло с учетом того, что с сентября банку назначен конкурсный управляющий от АСВ. Становится странным, как бывший менеджмент смог без ведома этого управляющего вообще проделать подобные операции.
«В своей работе чиновники АСВ ориентированы не на помощь рядовым обманутым вкладчикам, а мотивированы исключительно желанием получить долю в причитающихся вкладчикам выплатах», — говорится в обращении к президенту. Последний громкий скандал был связан с участием конкурсного управляющего банка «Московский капитал», сотрудника АСВ Михаила Башмакова, подозреваемого в попытке похитить госсобственность на 10 млрд. рублей. В итоге Михаил Башмаков, председатель правления «Московского капитала» Александр Хохолков и зампредправления «Московского капитала» (по совместительству — реальный собственник недавно лишившегося лицензии «Мобилбанка») Роман Крестин,
Описанные схемы едва ли могли реализовываться без попустительства со стороны АСВ. Понятно, что закономерен вопрос о том, зачем «смотрящий» от АСВ в течение длительного времени ходил в «Московский капитал» как к себе на работу, если находящийся под внешним наблюдением банк в это время оставался ядром сложной криминальной схемы, кстати, опять же связанной с реализацией заложенной недвижимости подставным компаниям от АСВ. Поэтому, по мнению эксперта Института стратегических исследований Станислава Елисеева, он должен нести прямую ответственность за использованную систему взыскания долгов, имеющую все признаки мошенничества: «Трудно поверить в то, что представитель АСВ не ведал, что творил, поскольку все юридические действия, связанные с этим банком, происходили под контролем и по инициативе внешнего управляющего».
Сейчас, по мнению митингующих вкладчиков, напуганные антикоррупционными процессами чиновники, должностные лица АСВ, связанные с экс-банкирами осуществленными махинациями, пытаются отмазать экс-банкиров и себя, ищут виноватых на стороне, чтобы отвести внимание правоохранительных органов. В итоге кукловоды остаются на свободе, а виновными становятся стрелочники. Теперь, как показала акция протеста, все свои надежды пострадавшие связывают с президентом России, который может положить конец этим безобразиям.
Сергей СУМИН