В конце года эксперты и правительство охотно подводят итоги года и делают прогнозы на будущее. Побывав всего лишь на одном круглом столе, мы собрали целую гроздь прогнозов — один другого хуже.
Андрей Клепач, замминистра экономического развития — официальная позиция.
Оценка роста экономики в 2013 году: 3,6%.
Это ниже всех предварительных оценок МЭР. Предварительная оценка, согласно базовому краткосрочному сценарию развития экономики: 3,7%. Согласно предварительному базовому сценарию долгосрочного развития, до 2030 года российская экономика должна прирастать ежегодно на 4,1%.
Факторы роста экономики неоднозначно оцениваются. В уточненном накануне краткосрочном прогнозе, с одной стороны, правительство ожидает позитивных перемен по росту инвестиций (прогноз улучшен с 5,5% до 7,8%), но, с другой стороны, ухудшены показатели по промпроизводству и рознице. Удерживает обещанные показатели роста экономики только ожидания роста инвестиций. Негативным фоном, как обычно, служат мировые рынки.
Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы — оптимистическая позиция.
Оценка роста российской экономики: 3,7%.
Несмотря на то что рост российской экономики в этом полугодии остановился, в следующем полугодии можно ожидать роста. Это произойдет за счет того, что основные риски, которые довлели над нами, постепенно отступают. Среди этих негативных факторов влияния комплекс проблем в Еврозоне, например. Капитал начнет возвращаться на развивающиеся рынки, и ускорится кредитование реального сектора, пойдет инвестиционный рост. Вот благодаря этому рост нашего ВВП и производства не снизится, а останется на том же уровне или даже будет чуть-чуть выше.
Дмитрий Белоусов, руководитель направления «Макроэкономика и финансы» ЦМАКП — сдержанная позиция.
Оценка роста российской экономики: 3,6%, с негативным прогнозом.
Нас ждет затяжной период умеренных темпов роста. Однако российской экономике этого недостаточно, необходимо расти на 5—5,5% в год, что не представляется возможным. У нас дефицит факторов роста. Экспорт мы больше не можем наращивать, потому что уперлись в тенденцию спада на мировом уровне. Инвестиции не растут, они стабилизировались. Промышленное производство также — прирост не больше 3%. Такие отрасли, как металлургия и химия, «лежат» после кризиса. Возможности потребительского спроса сильно переоцениваются, потому что он базируется на коротких и сверхкоротких кредитах. Наблюдается локальный перегрев на рынке потребительского кредитования. Нас может ждать кризис «плохих долгов».
Наталья Акиндинова, директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ — пессимистичная позиция.
Оценка роста российской экономики: 2,6%.
Есть риски замедления экономики ниже, чем официальные прогнозы Минэкономразвития. Если смотреть данные Росстата поквартально, очищенные от сезонности, то роста там нет. Динамика инвестиций не улучшает картину. Если это будет продолжаться, то негативные явления будут нарастать. Если нефть будет стабильной — около $110 за баррель, то федеральный бюджет может быть исполнен и сбалансирован. Однако все равно есть риски несбалансированности на уровне региональных бюджетов. Расходы там растут быстрее доходов. Налог на прибыль, характеризующий инвестиционную и деловую среду, а значит и доходы предпринимателей — такие же, как год назад. А для того, чтобы добиться сбалансированности бюджетов, нужен астрономический рост налога на прибыль — процентов на 40, чтобы компенсировать существующий провал.
Ирина ГРУЗИНОВА