Введение для банков, завышающих ставки по депозитам, повышенных отчислений в Фонд страхования вкладов может быть отложено. Отрицательное заключение на соответствующий законопроект дала Федеральная антимонопольная служба — по мнению ведомства, предложенная Минфином и ЦБ методика расчета поставит разные банки в неконкурентное положение.
О том, что законопроект Минфина, предполагающий повышение страхового возмещения по вкладам до 1 млн руб. и компенсацию связанных с этим рисков и уже согласованный экономическими ведомствами, вызвал недовольство в правительстве, «Ъ» рассказал представитель Агентства по страхованию вкладов. По его словам, если с предложениями повысить страховку никто не спорит, то предложенное ЦБ и Минфином кратное увеличение взносов в Фонд страхования вкладов (ФСВ) для банков с высокими процентными ставками вызывает вопросы. В частности, на проект дала отрицательное заключение Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Сейчас ставка отчислений в Фонд страхования вкладов является единой для всех банков и составляет 0,1% от объема вкладов. Согласно законопроекту Минфина, если банк предлагает ставки по депозитам, превышающие среднее арифметическое максимальных ставок банков, на которые приходится две трети вкладов, на 2 процентных пункта (п. п.), то его взносы в ФСВ увеличиваются на 40%; если на 3 п. п. и более — на 200%.
В ФАС подтвердили, что не согласны с такой методикой расчета компенсации рисков. Как рассказала «Ъ» начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева, предложенный подход ставит банки в неравное положение и может привести к ограничению конкуренции. ФАС не против дифференциации отчислений в ФСВ, но подход к этому, по мнению ведомства, должен быть другим.
«Сама по себе повышенная ставка по депозитам вовсе не означает, что банк является финансово неустойчивым,— рассказала госпожа Сергеева.— К повышенному риску для системы страхования вкладов могут привести и иные причины». По ее словам, если положение банка позволяет ему исполнять все принятые обязательства перед вкладчиками, то он не должен платить больше в ФСВ, так как не создает дополнительных рисков для системы. «Было бы правильно дифференцировать ставку исходя из финансовых показателей банка,— продолжает госпожа Сергеева.— У ЦБ есть методики, по которым он оценивает экономическое положение банка. Исходя из них можно дифференцировать и взносы в ФСВ».
Банкиры считают подход ФАС справедливым, хотя и сложнореализуемым на практике. «Привязка отчислений в ФСВ к экономическому состоянию банка, а не только к размеру ставки по депозитам — более разумный и сбалансированный подход,— считает зампред правления КБ «Ренессанс Капитал» Татьяна Хондру.— Хотя повышенные взносы в ФСВ завязаны на экономическое состояние банка, если оно позволяет их платить, то банк будет предлагать высокие ставки». Привязать размер отчислений к величине ставки проще всего, но при этом могли пострадать банки, в стратегии которых заложено развитие розницы, считает зампред правления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин. Однако, по его словам, трудно представить, как именно можно ранжировать банки по финансовому положению, ведь отнесение банка к той или иной группе по экономическому положению непублично, методика известна только ЦБ. Версия проекта, в которой предлагалось дифференцировать ставки в зависимости от финансового положения банка, уже обсуждалась, но это потребовало бы от ЦБ выработать единый стандарт оценки, что вызывает вопросы при реализации, соглашается вице-президент ВТБ 24 Юлия Деменюк.
В ЦБ также видят сложности в реализации предложения ФАС. «Чтобы учитывать оценки ЦБ финансовой устойчивости банков при определении размера взносов в ФСВ, регулятору необходимо сначала иметь основания в большей степени полагаться на достоверность отчетных данных банков, в том числе иметь возможность оценивать эти данные на консолидированной основе, как это предполагают международные стандарты. Кроме того, необходимо также завершить работу по внедрению современных подходов к оценке банковских рисков, в частности «Базель-2»,— говорит зампред ЦБ Михаил Сухов.— В российских условиях, пока всего этого нет, можно выбрать пусть не самый совершенный, но простой и понятный всем подход оценки рисков через величину процентных ставок по вкладам, откликаясь на наиболее явные признаки злоупотребления гарантиями по вкладам».
Александра БАЯЗИТОВА, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Ольга ШЕСТОПАЛ, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА