Реагируя на рост розничного бизнеса в 2012 году, банки продолжали наращивать сеть обслуживания частных клиентов в Петербурге и Ленобласти. Правда, без особого рвения. Увеличение количества банковских офисов не соответствует темпам прироста портфеля розничных операций: банкиры ведут активную борьбу за повышение эффективности работы сети. Одна из ключевых тенденций уходящего года — открытие так называемых мини-офисов, а также офисов самообслуживания.
По данным Центробанка, за 11 месяцев 2012 года количество банковских отделений всех форматов в Петербурге увеличилось на 75 единиц — с 1376 до 1451, в Ленобласти — на 13 (с 392 до 405). Прирост — 5,5 и 3,3% соответственно. В то же время, по данным ЦБ, только объем задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, за десять месяцев 2012 года увеличился в Петербурге примерно на 20%, а в Ленинградской области — на 30%. Банки не гонятся за количеством точек обслуживания, стремясь выжать максимум из существующей сети. «Одной из приоритетных задач в текущем году являлась оптимизация процессов обслуживания и продаж, повышение эффективности действующей сети дополнительных офисов», — формулирует, к примеру, директор дирекции розничного бизнеса банка «Санкт-Петербург» Марина Гориловская.
Наиболее масштабный проект по реорганизации сети обслуживания осуществляет Сбербанк. Заместитель председателя правления Сбербанка России Игорь Артамонов сообщил журналистам, что новый формат офисов банка обеспечивает прирост объемов банковских операций в полтора-три раза в сравнении со старыми отделениями.
В 2012 году Северо-Западный банк Сбербанка обновил 143 офиса в целом по Северо-Западу (из них 50 — в Петербурге), в том числе открыл 45 новых точек присутствия (в том числе 13 — в Петербурге). Новые точки изначально «заточены» под новый формат.
По словам заместителя председателя Северо-Западного банка Сбербанка Ларисы Алексеевой, к 2013 году в регионе будет переформатировано 20% отделений, в следующем году эта доля вырастет до 30%. При этом 101 офис будет открыт по новым адресам (из них 58 — в Петербурге).
ВТБ24 с начала 2012 года открыл восемь новых офисов, в том числе один микроофис в Ленобласти. «В следующем году мы планируем открыть еще три дополнительных офиса в Петербурге и один-два микроофиса в Ленобласти», — говорит вице-президент, управляющий филиалом ВТБ24 в Санкт-Петербурге Михаил Иоффе.
Меньше, да лучше
Помимо лидеров — Сбербанка и ВТБ24 — открывать новые офисы готовы и другие активные участники рынка. Так, в планах банка «Санкт-Петербург» открыть в 2013 году несколько новых полноформатных отделений. Управляющий филиалом «Санкт-Петербургский» Альфа-банка Андрей Курбатов также заявляет о намерениях открыть несколько новых отделений. «Сейчас рассматриваем подходящие площадки», — уточняет он.
По словам руководителя отдела по работе с клиентами департамента коммерческой недвижимости АРИН Дарьи Гончаровой, банки предпочитают площадки поблизости от метро, на первой линии домов, а также помещения, расположенные на основных магистралях города или оживленных перекрестках. «Сегодня таких площадок недостаточно, поскольку подобные объекты чаще всего уже сданы другим собственникам», — констатирует
Подобная ситуация вынуждает банки корректировать планы по открытию новых отделений. Один из возможных выходов — миниатюризация. Как правило, речь идет об открытии мини- или микроофисов (чаще всего в торговых центрах), площадь которых может составлять всего несколько квадратных метров, а количество одновременно работающих сотрудников не превышает двух человек (операционист и кассир). Кроме того, банки используют возможности сотрудничества с партнерами и клиентами.
По словам Ларисы Алексеевой, Сбербанк договаривается с собственниками коммерческих объектов, которые кредитует, о наличии офиса в том или ином бизнес-центре или торговом комплексе еще на этапе его строительства.
«Продажа продуктов на территории партнеров банка является одним из важнейших каналов продаж», — заявляет в свою очередь Марина Гориловская. В 2012 году «Санкт-Петербург» открыл на территории застройщиков — партнеров банка два небольших отделения, специализирующихся на аккредитивной схеме расчетов при совершении сделок с недвижимостью. Еще один такой мини-офис откроется перед Новым годом.
Сам себе операционист
Альтернативой мини-офисам с банковскими сотрудниками могут стать офисы самообслуживания, представляющие собой специально выделенную зону в торговых комплексах или магазинах, оборудованную банкоматами (в том числе с функцией приема наличных), а также платежными терминалами. Так, Сбербанк в 2012 году открыл несколько офисов самообслуживания: в ТК «Феличита» на ул. Коллонтай, в гипермаркете «Призма» в Ново-Девяткине, в магазине «Пятерочка» на Шлиссельбургском проспекте. По словам Ларисы Алексеевой, еще несколько офисов самообслуживания находятся в стадии открытия (в Петербурге речь идет о магазинах «Пятерочка»).
Кроме того, Сбербанк реализует программу по развитию сети автономных банковских офисов (АБО), каждый из которых представляет собой отдельно стоящее помещение, вход в которое оборудован системой контроля доступа, а внутри установлены устройства самообслуживания. Наиболее масштабный на Северо-Западе проект реализован в Великом Новгороде — десять АБО, из них пять так называемых остановочных комплексов (АБО, совмещенный с остановкой общественного транспорта). «В следующем году Сбербанк продолжит развитие проектов, связанных с расширением присутствия в местах клиентопотока, в том числе не исключено появление новых форматов», — обещает Лариса Алексеева.
Марк ЛАЗИС