Правительство утвердило вчера пакет поправок в законодательство, посвященный борьбе с финансовыми преступлениями. Документ был подготовлен еще в марте Росфинмониторингом и с тех пор проходил ведомственные согласования.
Инициатором проекта был Виктор Зубков, занимавший тогда должность первого вице-премьера, он оценивал объем незаконных финансовых операций в 2011 г. в 2 трлн руб.: половина этой суммы — незаконный вывод средств за рубеж, половина — незаконное обналичивание.
«Ведомости» ознакомились с итоговым текстом проекта.
Контрабанда возвращается
Правительство решило восстановить состав «контрабанда» в Уголовном кодексе (УК), упраздненный с его же подачи всего год назад: во всем мире это административное правонарушение, а в Уголовном кодексе и так есть наказание за последствия контрабанды — непоступление таможенных платежей.
Правда, по проекту новая статья 200.1 УК касается только незаконного перемещения валюты, ее эквивалента в чеках и ценных бумагах. За вывоз без декларирования свыше $30000 (разрешенная сумма — $10000) предложен 10-кратный или эквивалентный двухлетнему доходу штраф либо ограничение свободы на срок до двух лет.
15-кратный или в размере трехлетнего дохода штраф либо ограничение свободы на срок до четырех лет — за $60000.
За контрабанду $10000—30000 проект предусматривает увеличение административного штрафа — с 2500 руб. до двукратного или трехкратного, сами деньги будут конфискованы.
По словам представителя ФТС, отдельной статистики по штрафам за недекларирование валюты нет, но это одно из самых распространенных нарушений со стороны частных лиц (всего за январь — сентябрь — 33151 случай).
Предложения по контрабанде остались в проекте, несмотря на критику Минюста. В сентябрьском заключении (копия есть у «Ведомостей») министерство указало, в частности, что огромные штрафы и уголовные репрессии не соответствуют общественной опасности нарушения. Большие суммы через границу массово давно не возят, говорит советник DLA Piper Марина Лякишева: мера лишь будет нервировать людей, часто выезжающих за рубеж с крупными суммами денег, и стимулировать таможенников поймать их на незначительных нарушениях. Такие действия противоречат обещаниям правительства снижать административные наказания, добавляет она.
Банки-информаторы
Проект упрощает и доступ чиновников к банковской информации. Так, поправки в Налоговый кодекс и закон о банках позволяют налоговикам без суда запрашивать у финансовых учреждений информацию по счетам (остаткам и операциям) частных лиц. Ответ нужно дать за три дня, а поводом для запроса может быть факт проверки.
Поправки в закон о противодействии легализации преступных доходов обязывают банки собирать информацию о бенефициарах компаний, открывших у них счета, и делиться ею с Росфинмониторингом. Определение бенефициара дано максимально широкое: физлицо, которое прямо или косвенно, самостоятельно или совместно со своими связанными лицами имеет возможность определять действия клиента. Более точные критерии и процедуру идентификации бенефициаров должны разработать Росфинмониторинг, ФСФР и ЦБ, а в отношении банков и брокеров — ЦБ и ФСФР, затем их утвердит правительство.
Суд не нужен
Расширят свои полномочия и налоговики. Они получат право требовать от банков приостановки операций фирмы, если запросы по ее юрадресу остаются без ответа или не доходят до адресата. Появятся новые способы контроля за операциями с однодневками. По ним инспекция сможет рассчитать налоги без учета результатов сделок, совершенных лицами, не выполняющими никаких функций «в силу отсутствия необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности» (управленческого или технического персонала, производственных активов, транспортных средств).
Этот пункт также был раскритикован Минюстом: поправка носит «казуистический характер и может привести к противоречивой правоприменительной практике, неясно, на основании чего сделку можно признать направленной на уклонение от налогов. Авторы поправки пытаются преодолеть ограничения, сформулированные в постановлении Высшего арбитражного суда о налоговой выгоде, считает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: чтобы доказать ее необоснованность, суды требуют от налоговиков целый набор доказательств.
Сложная судьба
Проектом Росфинмониторинга займется бюджетный комитет Госдумы, как быстро его рассмотрят — пока неясно, говорит член комитета Михаил Сердюк. Представит его депутатам директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. По словам высокопоставленного федерального чиновника, в Госдуме у проекта возникнут проблемы: он задевает интересы многих влиятельных групп бизнеса.
Дмитрий КАЗЬМИН