Одновременно с ребрэндингом Международного московского банка (ММБ), который будет работать в России как ЮниКредит Банк, его акционер (итальянская UniCredit) намерен сделать ключевым направлением бизнеса банка розничный сектор. ММБ сосредоточится на выпуске кредитных карт и потребкредитовании — самых рискованных видах розничного бизнеса банков. Ради этого UniCredit увеличит капитал ММБ на $600 млн и откажется от дивидендов за два года.
В декабре Банк России принял решение о регистрации новой редакции устава Международного московского банка (ММБ) и выдаче ему лицензии с указанием нового наименования — ЮниКредит Банк, говорится в официальном релизе ММБ. Новый акционер банка UniCredit намерен переориентировать бизнес ММБ на розницу. Для этого акционеры уже внесли к капитал ММБ $300 млн и готовы вложить еще $300 млн путем выкупа допэмиссии акций. Кроме того, в UniCredit принято решение не выплачивать в этом и следующем году дивиденды, направляя всю прибыль на развитие российской дочки.
По данным на 1 октября 2007 года ММБ занимал
С момента основания банка в 1989 году основным направлением его деятельности было обслуживание корпоративных клиентов, в том числе крупнейших российских компаний. Предоставлять дешевое финансирование компаниям банку помогали иностранные акционеры — в число его учредителей тогда вошли пять международных банков (Bayerische Vereinsbank AG, Creditanstalt-Bankverein, Banka Commerciale Italiana, Credit Lyonnais и Kansalis-Osaki-Pankki). С 2003 года ММБ предоставляет кредиты и розничным лицам, но до сих пор работал в низкорискованном сегменте — автокредитовании и ипотеке. Сейчас 80% кредитного портфеля банка приходится на корпоративные ссуды, а доход от розничных операций — 25% всех доходов банка.
Однако итальянские акционеры ММБ намерены сфокусироваться на получении максимального дохода от розничного сектора и кредитования малого и среднего бизнеса, чтобы, по словам исполняющего обязанности председателя правления банка Гельмута Бернкопфа, «догнать конкурентов». По оценке банкиров, средняя маржа в рознице в зависимости от продукта составляет не менее 6—8%. «Сегмент корпоративного кредитования сейчас такой доходности уже не дает»,— признался зампред правления Русь-банка по развитию розничного бизнеса Валерий Кардашов. В 2008 году ММБ намерен удвоить собственную сеть обслуживания клиентов: число точек продаж будет доведено до 120 по всей России. До сих пор российские частные банки не строили самостоятельно региональные сети такого масштаба. «Это крайне амбициозная и тяжелая задача, но вполне реализуемая при значительном вложении денежных средств и гибком подходе к стандартам обслуживания»,— оценил планы ММБ вице-президент «Конверс Групп» Константин Богомазов.
Структура розничного портфеля ММБ будет изменена. «Кроме ипотеки упор будет сделан на кредитные карты и потребительское кредитование,— рассказал Эдуард Иссопов, член правления ММБ, отвечающий за розничное направление.— Мы пойдем к более массовой клиентуре». А это, по словам участников рынка, грозит банку изменением качества кредитного портфеля и ростом просроченной задолженности. «Уровень просрочки будет зависеть от качества построения системы работы с просроченной задолженностью и постоянного мониторинга клиентов»,— говорит Валерий Кардашов. По словам Константина Богомазова, именно ссуды наличными и кредитные карты являются самыми рискованными сегментами в банковской рознице. Банкиры называют приемлемым уровень просрочки до 5% по кредитным картам и до 7% в потребительском кредитовании.
Юлия ЧАЙКИНА