Уходящий год прошел под знаком бурного роста финансовых стартапов. Большинство из них — мобильные приложения. Многие из этих проектов довольно любопытны: они активно теснят банки на их же рынке, составляя им достойную конкуренцию. А несколько компаний вообще кардинально переписывают сами правила игры в финансовой отрасли. Самый известный и успешный проект в этой области — конечно же, Square. Но есть и другие стартапы, к которым стоит присмотреться.
Мы выбрали 4 подрывные бизнес-модели, которые уже сейчас кардинально меняют рынок мобильных финансовых сервисов.
PingIt и Simple: mobile first!
У многих банков есть мобильные приложения, и порой удачные. Но в целом они действуют в парадигме bank first: традиционное банковское обслуживание первично, а мобильные приложения — лишь один из каналов работы с клиентами. Поэтому мобильные банки часто неполноценны: некоторые ключевые функции работают только через интернет или в отделениях.
Проекты Simple и PingIt руководствуются новой парадигмой, mobile first: все, что нужно клиенту, он может сделать со своего мобильного телефона. А если
Банк Simple — самый модный американский стартап в области мобильного банкинга, личной бухгалтерии и банковских карт. Основная идея, которую Simple пытается донести до своих потенциальных клиентов, — избавьтесь от своего банка! Он скучный, занудный, непонятный, консервативный, отсталый; он не на вашей стороне. Еще до того как Simple вышел на рынок, у проекта было множество фанатов в США и по всему миру. Люди десятками тысяч записывались в очередь на получение карты этого банка. Сейчас банк пытается нарастить депозиты и выстроить более крупную IT-систему.
Хотя Simple — совсем молодой проект, у него уже есть ряд последователей по всему миру: Movenbank, Instabank, RocketBank; похожим финансовым стартапом занимается оператор Yota.
Впрочем, традиционные банки выдвигают свой ответ на Simple. Это, например, стартап PingIt, запущенный британским банком Barclays. PingIt сделан для тех, кто живет в онлайне постоянно, кому нужен банк столь же удобный, как iPhone, и столь же актуальный, как Facebook*. Не нужно помнить номера счетов и ФИО своих друзей, чтобы сделать перевод: просто выберите человека из своей записной книжки в телефоне или друзей на Facebook*. Ну и главное — это дизайн и навигация: банк еще никогда не был таким sexy. Чтобы пользоваться PingIt, не нужно быть клиентом Barclays, — просто скачайте в AppStore.
Хотя у банка есть неплохое собственное мобильное решение, именно PingIt со своей собственной командой смог удивить и завоевать рынок. В продвижение этого приложения практически не вкладывали средств, но оно настолько нравится пользователям, что они сами его распространяют как вирус: 120 тысяч скачиваний за первые пять дней, 800 тысяч скачиваний за первые сто дней. Сейчас его начинают внедрять в Африке.
Есть и еще несколько похожих проектов: голландский Knab (финансовая группа Aegon), австрийский Zuno (банк работает в Австрии, Чехии и Словакии, это проект Raiffeisen Bank International) и немецкий Fidor.
Square и мобильный эквайринг
Square — это маленький пластиковый кубик, который вставляется в аудиоразъем смартфона или планшета, плюс бесплатное мобильное приложение, которое превращает ваш гаджет в продвинутый терминал для приема платежей по банковским картам. Вы платите только за транзакцию — около 3% от суммы, — деньги поступают на счет в любом банке, который вы укажете.
Объемы транзакций Square достигли уже $10 млрд в год. Бурный рост популярности сервиса привлек к нему внимание игроков не только финансового сектора, но и других отраслей; в акционерах Square есть Ричард Брэнсон (Virgin) и Starbucks. Во время последнего раунда инвестиций компания была оценена в $3,25 млрд.
Бешеный успех Square породил множество клонов. Набирает обороты «европейский Square» — компания iZettle, которая представила немного модифицированное устройство (читает чипованные карты). Среди акционеров iZettle есть и российские: в сервис инвестировал фонд ru-Net.
Компания PayPal также представила устройство с аналогичной технологией — PayPal Here. PayPal ведет и другие эксперименты в области мобильных платежей — недавно компания начала тестировать транзакции по QR-кодам в магазинах. Это очень перспективная технология.
Аналоги Square появляются и в России — в рамках проектов «Яндекс.Деньги», «RBK Money», «Банк24.ру», а также самостоятельные проекты 2can и LifePay. Впрочем, эти задумки пока толком и не стартовали: «эффект Square» требует больших инвестиций в маркетинг и широкого распространения.
Есть и проекты, дающие пользователю готовое конечное устройство вместо смартфона или планшета: ShopKeep (система приема платежей в торговых точках на основе iPad), RAIL (ориентирован на кафе и рестораны; используется смартфон, стилизованный под ресторанный счет), LifePAD (iPad или Samsung Tab с предустановленным устройством и приложением).
Passbook: банк от Apple?
Недавнее исследование в США и Великобритании показало, что 43% пользователей продукции Apple и 10% людей «со свободного рынка» воспользуются финансовыми услугами Apple, если она решит выйти в эту отрасль.
О неминуемом приходе Apple в банкинг говорят все: и финансисты, и айтишники, и собственно банкиры. У Apple на счетах рекордное количество средств, с которыми компании рано или поздно надо
Сильно обновил в последнем релизе возможности своего кошелька и Google. Бывший глава Visa в России и нынешний президент ТКС-банка Оливер Хьюз считает, что не за горами и банковские карты под брендом интернет-гиганта.
Dwolla и Ezatap: платежи должны быть проще
С точки зрения переводов и платежей все так или иначе крутится вокруг мобильных телефонов. К 2016 году эксперты прогнозируют рост рынка мобильных платежей до $1 трлн (прекрасная инфографика по теме). Но вот вопрос — кому этот поток транзакций достанется: банкам или производителям телефонов?
Американская платежная система Dwolla бросила вызов классическим межбанковским переводам, дав возможность пользователям не платить проценты посредникам. Платежи меньше 10 долларов система проводит бесплатно, а за больший перевод берет всего 25 центов, вне зависимости от суммы. Все операции проводятся непосредственно с банковского счета клиента и полностью исключают использование кредитных или дебетовых карт, отсюда и выгодное решение вопроса с комиссиями. Журнал Fast Company включил Dwolla в число 50 самых инновационных компаний мира.
Ezatap, основанный полтора года назад, специализируется на платежах с помощью мобильных телефонов. Проект работает в Кении и Индии, он получил $3,5 млн инвестиций от Питера Тиля (сооснователя PayPal) и ряда других инвесторов и фондов. Это почти единственный проект, нацеленный на густонаселенный Африканский континент.
Некоторые банки экспериментируют с более оригинальными идеями: например, технология Bump, которая позволяет проводить расчеты между частными лицами, ударяя телефоны друг о друга, и управление голосом
Владислав СОЛОДКИЙ
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ