Карьера банкира может складываться по-разному. Иногда топ-менеджер переходит в меньший банк, но на позицию выше, иногда в банк покрупнее, но с понижением в должности. Но чтобы руководитель организации с мировым именем сменил ее на российский банк ниже топ-50 — такое случается редко. Особенно если этот топ-менеджер успел поработать зампредом ЦБ и руководителем биржи, как Константин Корищенко. Этим летом «Инвестбанк», занимающий в рейтинге российских банков по активам 85-е место, объявил о его назначении на должность председателя правления. Переход Корищенко из российского офиса Merrill Lynch в «Инвестбанк» можно уверенно назвать самым неожиданным назначением года. Удачно ли сложилась карьера 54-летнего финансиста?
Большую часть своей трудовой жизни Корищенко проработал в «чиновниках», то есть в ЦБ. В 1992—2000 годах он занимал разные должности в департаментах по управлению рынком ценных бумаг, потом ненадолго уходил в РТС и компанию «Тройка диалог», после чего вновь вернулся в ЦБ, где работал зампредом с 2002 по 2008 годы. Параллельно Корищенко возглавлял совет директоров ММВБ, а в самом начале кризиса 2008 года был назначен президентом Московской биржи.
На ММВБ Корищенко сменил Александра Потемкина, которым было недовольно руководство ЦБ
Рассказывают даже, что когда Корищенко перешел с биржи в российский офис Merrill Lynch, американские финансисты захотели встретиться с руководством ЦБ «на самом высоком уровне», то есть с кем-нибудь из зампредов. Но ЦБ прислал к Корищенко на эту встречу замдиректора одного из департаментов. Таким образом, у Корищенко не оказалось того административного ресурса, на который рассчитывали американцы, но и сам финансист разочаровался в новом месте работы.
Bank of America Merrill Lynch собирался открывать в России коммерческий банк, о чем Корищенко рассказывал в начале года. Но «воз и ныне там». Как рассказывает бывший сотрудник российского офиса Merrill Lynch, планы пока никто не отменял, но когда это произойдет — неизвестно. За год компанию покинуло много ключевых менеджеров, а руководитель подразделения глобальных рынков Bank of America Merrill Lynch Андреа Орчел, которому подчинялся Корищенко, ушел в UBS. «Merrill Lynch после того как его купил Bank of America, «утонул» в нем, и развивающиеся рынки, в том числе и Россия, сейчас явно не в приоритете, Bank of America всегда придерживался более консервативной стратегии», — поясняет экс-сотрудник. Впрочем, недавнее назначение на пост руководителя BofA Merrill Lynch Александра Перцовского, работавшего в «Ренессанс групп», говорит о том, что планы по развитию в России остаются.
Знакомые Корищенко по ЦБ характеризуют его как очень деятельного человека. Когда он приходил Merrill Lynch, то надеялся, что американцы быстрее «развернутся», но этого не произошло. «Константин не тот человек, который будет важно ходить в пиджаке, ему нужны амбициозные задачи и их выполнение», — говорит его знакомый. Но почему выбор пал именно на российский «Инвестбанк» — банк с сомнительной репутацией бывшего собственника (банкир Владимир Антонов объявлен в международный розыск) и «непростыми» отношениями с ЦБ? Регулятор требовал от банка отчитаться о качестве кредитного портфеля, вводил ограничение на прием вкладов и был недоволен тем, что кредитная организация его не соблюдает.
Сам Корищенко несколько раз отказывался комментировать Slon свой переход, но люди из его окружения говорят, что у него дружеские отношения (еще со времен работы в ЦБ) с новым акционером «Инвестбанка» — Сергеем Мастюгиным. Он сделал хорошее финансовое предложение Корищенко и пообещал ему «реальный бизнес» в отличие от Merrill Lynch. Когда стало известно о его переходе, Мастюгин в комментарии «Ведомостям» сообщал, что приход Корищенко «поможет реализовать задачи по развитию основных направлений — кредитования высокотехнологичных компаний и предприятий торговли».
«Инвестбанк» давно хочет диверсифицировать свой бизнес, в частности, усилить корпоративный блок. Сейчас банк пытается заместить деньги населения депозитами юрлиц, повышая по ним ставки. Удастся ли Корищенко выстроить бизнес по-другому? Ведь он больше инвестиционный банкир, а здесь нужны решения в корпоративном банкинге и рознице. Возможно, что акционеры рассчитывают на него как на операционного менеджера. Впрочем, результаты уже можно оценить, за полгода его руководства банком наметилась диверсификация пассивной базы: доля вкладов в пассивах сократилась на 4 п. п., до 68%, доля средств корпоративных клиентов выросла на 5 п. п., до 22%.
Представители рекрутиновых агентств считают, что на продолжение карьеры Корищенко в «Инвестбанке» можно смотреть двояко. «Конечно, это не переход в банк первой десятки, но если банк активно развивается и там действительно есть проблемы, а Корищенко придется их решать, работая засучив рукава, то это повысит его капитализацию и лишний раз подтвердит его профессиональный статус», — отмечает старший консультант финансовой практики Odgers Berndtson Russia Алексей Сизов. По его мнению, такие достижения могут быть даже более значимыми. В то же время все понимают, что у менеджера такого уровня могли были быть более интересные предложения и здесь решающую роль при выборе нового места работы, скорее всего, сыграла личная симпатия собственника банка и полученный от него кредит доверия.
По мнению Slon, это самое удивительное назначение года в финансовом секторе 2012 года. Будет очень интересно наблюдать, сможет ли опытный менеджер «переделать» банк и найти интересную нишу для бизнеса.
Татьяна АЛЕШКИНА