За последние несколько лет в России наблюдается положительная динамика в сфере кредитования малого и среднего бизнеса — объем кредитования по сравнению с 2011 годом вырос на 17%, и по итогам 10 месяцев 2012 года превысил 5,4 трлн рублей.
Если сразу после кризиса мы видели рост интереса банковского сектора к кредитованию малого и среднего бизнеса, то в последнее время сегмент кредитования МСП, хоть и увеличивается, но отстает по темпам от других сегментов кредитного рынка. Банки, находящиеся в условиях дефицита ликвидности, обращают свое внимание главным образом на потребительское кредитование, как на более высокомаржинальный рынок.
Программа финансовой поддержки МСП удовлетворяется далеко не полностью, особенно в части долгосрочного финансирования на инвестиционные цели. здесь можно говорить о многих проблемах кредитования малого бизнеса -непрозрачности, отсутствии надежных залогов, да и просто о недоверии банков к малому бизнесу.
Кроме того, налицо системные проблемы поддержки инноваторов, которые ни банки, ни другие институты развития или регионы РФ не в состоянии решить в одиночку ввиду низкой капитализации МСП в реальном секторе и высоких рисков.
Меры господдержки нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании. Необходимо делать поддержку субъектов МСП более адресной, упрощая систему отбора и стандартизируя условия финансирования проектов. Для этого необходимо разрабатывать новые кредитные продукты, отвечающие требованиям и специфике конкретного региона.
Уже в начале 2013 года мы планируем выпустить на рынок ряд новых продуктов, для этого разрабатываем модели сотрудничества с регионами, подразумевающие целевую, комплексную поддержку субъектов МСП отдельных ниш, имеющих существенное влияние на экономику и развитие субъектов МСП региона. Здесь предполагается консолидация усилий как со стороны банка, так и со стороны региональных органов власти.
Сергей КРЮКОВ
Автор — председатель правления МСП Банка