Создание единого и единственного регулятора финансового рынка под конец года стало темой переписки премьер-министра и президента. Пока подробности проекта создания мегарегулятора, предложенного премьером Медведевым президенту Путину, неизвестны. Зато уже очевидно, какого регулирования хотели бы для себя все небанковские участники финансового рынка.
Премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил во вторник, что направил президенту Владимиру Путину письмо с предложением о создании мегарегулятора финансового рынка. «Я только что подписал бумагу и отправил предложение президенту о создании мегарегулятора»,— сказал Медведев, отметив, что на эту работу уйдет около двух лет.
Тема создания в России финансового мегарегулятора получила второе дыхание осенью. Вряд ли
А ведь первый шаг на пути перевода российского финансового рынка под мегарегулирование был благоприятен для ФСФР. Когда в 2010 году к этой федеральной службе был присоединен Росстрахнадзор, казалось, что усилению позиций ФСФР ничто не сможет препятствовать. И вот прошло два года, первый вице-премьер Игорь Шувалов называет это действие «таким неуклюжим компромиссом», а зампред ЦБ Сергей Швецов и вовсе говорит, что ФСФР за 20 лет стала «тормозом изменений бизнес-парадигмы российского финансового рынка» и времени на медленные реформы службы уже нет.
Участники небанковского финансового рынка по-разному отнеслись к перспективам перейти под регулирование ЦБ. Брокеры выражали обеспокоенность потенциальным конфликтом интересов. Будущий мегарегулятор владеет Сбербанком, который является не только крупнейшим розничным, но и одним из крупнейших инвестбанков в стране со своим Сбербанк CIB (бывшая «Тройка Диалог»), который в этом году впервые опередил частных розничных брокеров по числу активных клиентов на бирже. К тому же ЦБ владеет биржевой инфраструктурой (Московской биржей, Центральным депозитарием). Банк России обещал избавиться от рыночных активов в течение двух лет.
В негосударственных пенсионных фондах надеются, что новый регулятор поможет решить основные проблемы индустрии, которые мало изменились за десять лет. НПФ традиционно жалуются на то, что у фондов ограниченные возможности по инвестированию накоплений, что НПФ должны ежегодно отчитываться о безубыточности и не могут инвестировать «вдлинную» почти 1,5 трлн рублей. А ФСФР решить этих проблем не может. «Службе не хватает веса и престижа, чтобы отстаивать мнение отрасли в спорах с другими ведомствами. ЦБ намного сильнее и сможет более эффективно работать в качестве регулятора. Общий вес этого ведомства другой, в спорах с тем же Минтрудом будет больший шанс, что победит ЦБ, чем сейчас — ФСФР»,— говорит представитель одного из крупнейших НПФ.
ФСФР, действительно, по объективным причинам трудно тягаться с ЦБ на аппаратных весах — у этих органов не сопоставимы ни число сотрудников, ни бюджеты. Собственно, на то, чтобы увеличить штат, который занимался бы нормотворчеством и слежкой за инсайдерами, и просил дополнительные средства осенью этого года Дмитрий Панкин. Однако возникает вопрос: если рынок ценных бумаг, коллективных инвестиций, пенсионный и страховой рынки не испытывают такого надзорного давления, как банковский, почему участники этих рынков этому не рады? Казалось бы, не слишком жесткий регулятор открывает возможности для саморегулирования. Ведь рынок живет: брокеры торгуют, управляющие привлекают средства в паевые фонды, страховщики собирают свои премии, пенсионные накопления прирастают и инвестируются. При этом нормативные требования к участникам рынка гораздо мягче предъявляемых ЦБ к банкам, вот она, свобода ведения бизнеса. Ведь Банк России за минувший год в очередной раз продемонстрировал своим подопечным, на что способен жесткий регулятор (см. материал на этой же стр.). Но и управляющие, и брокеры, и инвестбанкиры в частных беседах в один голос заявляют: пусть будут запреты и санкции, но пусть это будут запреты и санкции ЦБ.
В российских реалиях участникам финансового рынка с одним регулятором будет проще. Глава Сбербанк CIB Рубен Варданян заявил, что он поддерживает идею мегарегулятора только ради того, чтобы ведомства перестали ругаться, ревновать
Участники финансового рынка пытаются высказывать пожелания будущему мегарегулятору. Он, конечно же, должен будет принимать решения быстро, но посоветовавшись с рынком, так, чтобы результат устроил всех. Но вряд ли сами авторы этих пожеланий обманываются насчет того, насколько сильный регулятор нуждается в коллегиальности.
Петр РУДЕНКО, Иван КУЗНЕЦОВ, Мария ЯКОВЛЕВА