Стали известны подробности уголовного дела, расследуемого следственным комитетом при прокуратуре РФ в отношении бывшего председателя совета директоров Имидж-банка Валерия Мотькина. По версии следствия, Валерий Мотькин причастен к махинации с поддельными векселями Имидж-банка, с помощью которой у одной из дочерних компаний ЮКОСа было похищено $5 млн. Сам бывший руководитель банка вину признал частично, а его защита пояснила, что в вексельной операции господин Мотькин был лишь «техническим исполнителем». В окружении банкира не исключают, что уголовное дело может привести к новым обвинениям в адрес Бориса Березовского, по некоторым данным, ранее контролировавшего Имидж-банк. Впрочем, сам политэмигрант заявил Ъ, что не имел с банком никаких дел.
Уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере Генпрокуратура РФ возбудила в 2006 году. Основанием для этого стало заявление представителей одной из дочерних фирм нефтяной компании ЮКОС. Нефтяники сообщили, что в 2001 году Имидж-банк взял у них в долг $5 млн, а взамен в 2003—2004 годах предоставил банковские векселя на эту сумму. Однако когда заявители предъявили их к оплате, то денег не получили. По версии следствия, ценные бумаги оказались поддельными.
Первоначально по этому делу господин Мотькин, как и несколько других топ-менеджеров Имидж-банка, проходил свидетелем. По словам его адвоката Татьяны Прокофьевой, банкир исправно являлся на допросы в прокуратуру. Как сообщила госпожа Прокофьева, весной этого года Валерий Мотькин уехал лечиться за границу: «Никакой подписки о невыезде с него не брали». В мае Валерию Мотькину заочно предъявили обвинение в мошенничестве и объявили его в розыск. Следствие сочло банкира организатором вексельной махинации.
Полтора месяца назад Валерий Мотькин вместе со своим адвокатом явился в Следственный комитет при прокуратуре РФ с повинной. Финансист заявил, что готов сотрудничать со следствием, а также сообщил, что акционеры банка погасили задолженность перед ЮКОСом. После этого следователь уже очно предъявил господину Мотькину обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. С предъявленным ему обвинением господин Мотькин согласился частично. «Это преступление было организовано другим лицом. Валерий Мотькин, так же как и еще несколько работников банка, в этой схеме являлся лишь техническим исполнителем»,— пояснила позицию своего подзащитного Татьяна Прокофьева. При этом она отказалась назвать имя организатора аферы.
В окружении Валерия Мотькина сообщили некоторые детали вексельной операции. По словам источника Ъ, в 2002 году принадлежавший Владимиру Гусинскому Имидж-банк перешел в собственность структур, подконтрольных Борису Березовскому. Вместе с банком новому владельцу достался и долг перед «дочкой» ЮКОСа в размере $5 млн. Векселя (по утверждению близких знакомых Валерия Мотькина, они были не поддельными, а лишь выведенными из оборота банка) были переданы по решению владельцев банка, а Валерий Мотькин просто знал об этой сделке. Знакомые Валерия Мотькина не исключают, что в ходе расследования дела могут быть предъявлены новые обвинения Борису Березовскому.
В свою очередь, Борис Березовский сообщил вчера Ъ, что не имел дел с Имидж-банком. «С Валерием Мотькиным я действительно знаком, он приезжал ко мне в Лондон. Однако про эту историю с векселями слышу в первый раз. Еще в конце 1990-х я окончательно отошел от бизнеса, передав его Бадри Патаркацишвили, и занялся политикой. Вот у Бадри и спрашивайте»,— сказал политэмигрант. Помощник же господина Патаркацишвили Майя Моцерелия сообщила Ъ, что «с шефом уже два дня нет связи». «Вряд ли мы сможем вам в ближайшее время чем-нибудь помочь»,— сказала она.
Олег РУБНИКОВИЧ