Банк Москвы стал собственником регистратора ООО «Кубанский регистрационный центр», в который недавно перевел свой реестр. К таким действиям его побудила приостановка лицензии «Реестр-Центра», который ранее вел реестр банка. Эксперты отмечают, что слабое законодательство по защите собственности оправдывает создание карманного регистратора. Тем более что в условиях ужесточения требований ФСФР к регистраторам крупный эмитент не будет лишним.
В минувшую пятницу Банк Москвы объявил о приобретении 19,9% ООО «Кубанский регистрационный центр» (КРЦ). По сообщению банка, сделка была завершена 17 декабря. Директор департамента собственного финансирования и внешних связей Банка Москвы Анастасия Белянина пояснила Ъ, что вхождение в капитал регистратора даст банку возможность участвовать в органах управления, принимающих решения по деятельности компании. Незадолго до этого, 30 ноября, банк принял решение о переводе реестра в КРЦ из ОАО «Независимый регистратор Реестр-Центр». «Смена регистратора произошла в связи с приостановкой лицензии Реестр-Центра»,— пояснила Анастасия Белянина. Данное решение было принято ФСФР в августе этого года
Участие эмитента в капитале регистратора, ведущего его реестр, ограничивается законодательством. «По положению о лицензировании компания, являющаяся клиентом регистратора, не может владеть более 20% его акций»,— констатирует гендиректор регистратора «Никойл» Максим Калинин. Банк Москвы официально владел 19,9% акций и в «Реестр-Центре». Тем не менее участники рынка уверены, что, как и в прежнем регистраторе, доля банка в капитале КРЦ превышает официально объявленную. «Это позволит Банку Москвы осуществлять непосредственный контроль над всей деятельностью регистратора»,— говорит Максим Калинин.
Крупный акционер поможет регистратору соответствовать новым требованиям ФСФР. С 1 января 2008 года увеличиваются требования к минимальной величине собственного капитала регистраторов с 30 млн до 60 млн руб. Кроме того, ФСФР намерена в следующем году ввести дополнительные требования по их техническому оснащению (см. Ъ от 16 ноября). По мнению гендиректора регистратора «Иркол» Владислава Москальчука, Банк Москвы поможет с техническим оснащением КРЦ, в том числе «усовершенствовать программное обеспечение».
Впрочем, участники рынка утверждают, что в связи с усилением контроля за деятельностью регистраторов со стороны ФСФР, увеличением требований по надежности и качеству работы, технологиям и собственному капиталу владение КРЦ может принести Банку Москвы много трудностей. В это время, как отмечает заместитель гендиректора компании «Регистратор Р. О.С.Т.» Татьяна Бурлакова, «возлагать на себя бремя ответственности за соблюдение лицензионных требований готов не каждый». Как заявлял в середине ноября глава ФСФР Владимир Миловидов, некоторые из регистраторов «втягиваются в корпоративные конфликты и войны, и задача ФСФР — очищать финансовый рынок от такого рода организаций». В частности, внимание ФСФР к «Реестр-Центру» было привлечено как раз в разгар конфликта московских властей и «Газпром нефти» по поводу перевода реестра Московского НПЗ. Поэтому служба выступает за то, чтобы регистраторы были прозрачными, независимыми и обслуживали других участников рынка. Впрочем, необходимость в карманном регистраторе, по мнению участников рынка, вполне оправданна. По мнению главы ПАРТАД Петра Ланскова, в условиях несовершенного законодательства российские регистраторы «являются последними рубежами обороны» от конкурентов, властных структур или правоохранительных органов. Финансовые группы часто держатся за регистраторов, которые в рамках закона помогают им выиграть время в корпоративных конфликтах, отмечает эксперт. Однако, исходя из опыта «Реестр-Центра», неясно, насколько это поможет.
Мария РАЗУМОВА