Социальное расслоение между богатым севером и бедным югом ЕС за последние пять лет пугающе обострилось, свидетельствуют данные Еврокомиссии. Если на юге ЕС, в частности в Испании и Греции, царят бедность и безработица, то в северной части региона, в частности в Германии, наблюдается экономический подъем.
Еврокомиссар по рынку труда, социальным вопросам и политике социальной интеграции Ласло Андор отмечает, что отчет о социальном развитии и занятости Еврокомиссии стал свидетельством драматического расслоения Европы, пугающе обострившегося за последние пять лет. Он назвал эту тенденцию «новой пропастью», сообщает Deutsche Welle.
По данным Eurostat, в ноябре 2012 года уровень безработицы в среднем по странам еврозоны поднялся до 11,8% — максимального показателя почти за 20 лет. В ноябре в странах еврозоны без работы оставались почти 19 млн человек, за год ряды безработных пополнили еще 2 млн европейцев. Однако если еще пять лет назад в северной и южной частях ЕС безработица была примерно на одном и том же уровне, то сегодня разрыв составляет 7,5 процентного пункта.
Доля европейцев, не имеющих работы долгое время, с 2009 года по 2012 год возросла до 4,6% с 3%.
Особенно критическая ситуация сложилась в таких странах, как Словакия, Испания, Греция, Ирландия, Эстония, Латвия и Литва, — в этих государствах без работы находится каждый седьмой трудоспособный житель.
Особенно нелегко, согласно данным ЕК, приходится молодым людям, безработным женщинам и матерям-одиночкам. Так, в ноябре без работы оставались почти 58% греков моложе 25 лет. В Испании эта цифра была всего на 1% меньше. В других странах еврозоны возможности зарабатывать не было у каждого четвертого работника этой возрастной группы, сообщает агентство DAPD. Наиболее низкий уровень безработицы был зафиксирован в Австрии — 4,5%. Ненамного отстали Люксембург (5,1%) и Германия (5,4%).
Разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами (в 2010 году — 16,4% в среднем по ЕС) сохраняется, увеличиваясь с возрастом работников. Представленный в отчете анализ минимальной заработной платы показывает, что в странах, где минимальная зарплата выше, уровень занятости низкоквалифицированных работников больше. Повышением минимальной зарплаты можно добиться и меньшей разницы в зарплатах мужчин и женщин.
По сравнению с 2009 годом в 2011 году реально остающиеся в семьях нетто-средства сократились в двух третях стран ЕС, следует из опубликованного вчера отчета о трудозанятости и социальном развитии Европы. Самое большое снижение отмечено в Греции (17%), Испании (8%), на Кипре (7%), а также в Эстонии и Ирландии (по 5%). Данная тенденция противоположна той, которая наблюдается в северных странах, Германии, Польше и Франции, где система социального обеспечения и гибкий рынок труда позволили в кризисное время даже увеличить доходы семей.
«2012 год стал очень тяжелым для Европы: увеличилась безработица, ухудшилась социальная ситуация», — заявил Андор. По его мнению, в наступившем году социально-экономическая ситуация в Европе также существенно не улучшится.
Вместе с тем он призвал правительства европейских стран не терять мужества и следовать далее по пути экономических реформ. По мнению Андора, Брюсселю необходимо увеличить инвестиции в сфере образования и социальной интеграции.
В отчете говорится, что эффективность государственной системы социальных гарантий при борьбе с бедностью зависит и от ее размера, и от ее организации — в странах с одинаковым размером системы соцгарантий успехи в борьбе с бедностью весьма разнятся. На занятость могут существенно повлиять налоговые льготы в определенных сферах (например, в связанных с уходом за детьми), что является важным фактором для упрощения трудоустройства, особенно женщин.
«На юге Европы выше безработица, ниже уровень ВВП. Если посмотреть на экономические показатели, то за последние пять лет юг показывает гораздо худшие результаты, чем север. Это главная причина резкого социального расслоения регионов», — говорит газете ВЗГЛЯД главный макроэкономист УК «Альфа-Капитал»Владимир Брагин. «Качество институтов, права собственности, условия ведения бизнеса и т. п. на севере более благоприятные для экономического роста, чем на юге. Все остальное — это отражение тех процессов, которые уже и так имеют место», — добавляет Брагин.
Южные и восточные страны Европы (страны бывшего Советского Союза) изначально входили в ЕС, будучи экономически более слабыми, и в рамках европейской конкуренции потеряли то немногое, что имели, считает эксперт.
Так, во многих странах Южной Европы изначально не было системы социального обеспечения, которая существует на севере континента. Ее создание началось поздно, и на фоне медленного роста производительности труда, проблем с собираемостью налогов эффективного перераспределения доходов не происходило. Долговой кризис и бюджетные дефициты южных стран еще больше усилили ситуацию с безработицей и ростом бедности. Играют роль и культурные различия: на юге Европы, в частности в Португалии, бедность воспринимается как врожденная данность.
«Евросоюз оказался ловушкой для стран Восточной и Южной Европы. Она выражается в невозможности развития в рамках ЕС и еврозоны. Вместо единого большого рынка и политики развития потребления всюду проводится курс затягивания поясов во имя финансовой стабильности. Экономика Евросоюза оказывается разделенной на восточную и южную периферию и «развитый» Запад, паразитирующий на других странах. Они лишены возможности справиться с кризисом как по отдельности, так и в рамках «единой Европы». От применения жестких мер, прописываемых ЕС, ЕЦБ и МВФ, экономическая ситуация всюду становится только хуже», — говорил руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
Расслоение европейцев наблюдается и согласно другим данным Евростата, опубликованным в декабре. Согласно им, почти четверть граждан Евросоюза по итогам 2011 года оказались на грани бедности или социальной незащищенности. Это 119,6 млн человек, или 24,2% от всего населения 27 стран Евросоюза. Беднейшей страной ЕС стала Болгария, где по европейским нормам за чертой бедности и вплотную у этого предела оказались 49% населения, второе место разделили Румыния и Латвия — по 40%, третье место у Литвы — 33%, на четвертом — Греция и Венгрия — по 31%.
Самыми благополучными оказались Чехия (15% населения на краю бедности), Швеция и Нидерланды (по 16%), Австрия и Люксембург (по 17%). В ведущих странах ЕС: Германии и Франции — ситуация остается стабильной на протяжении последних трех лет — коэффициент риска бедности незначительно колеблется на уровне 19,5%.
Помимо европейского экономического и финансового кризиса, значительную роль в повышении уровня бедности играют «новые европейцы» — выходцы из Африки и стран Ближнего Востока, которые до последних лет в массовом порядке получали европейское гражданство, оставаясь минимально интегрированными в европейское общество и экономическую систему стран ЕС, указывается в докладе.
Ольга САМОФАЛОВА