Госдолг России в 2013—2015 гг. будет низким, но риски останутся высокими: такой вывод сформулировал Минфин в Основных направлениях долговой политики на три года (опубликована в конце прошлого года на сайте ведомства).
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут по-прежнему госзаймы: объем валового привлечения в 2013—2015 гг. составит 1,4 трлн руб., 1,1 трлн и 1,4 трлн соответственно. Госдолг достигнет к концу 2015 г. 11,1 трлн руб., или 13,4% ВВП (см. график). Доля внутреннего долга существенно не изменится — 75% (на госдолг приходится 43% внутреннего рынка облигаций).
Хотя уровень госдолга останется невысоким, риски будут велики, говорится в документе. Бюджет на 2013—2015 гг. сверстан, исходя из благоприятного прогноза нефтяных цен: $97, $101 и $104 соответственно. Если же нефть подешевеет на $10, то выпадающие доходы федерального бюджета составят порядка 0,6 трлн руб., а дефицит вырастет на 0,9% ВВП в 2013 г. и на 0,8% в 2014—2015 гг. Нельзя исключать и стрессовый сценарий, предупреждает Минфин, при котором Россия лишится «подушки безопасности» в виде резервного фонда — его придется потратить для финансирование расходов. Стресс-тест долговых показателей показал, что при падении цен на нефть на $40 ниже прогнозируемого уровня, госдолг в 2015 г. превысит 20% ВВП. «Это фактически «отбросит» Россию в ситуацию 2004 г.», — пишет Минфин.
Если же нефть подешевеет до $60 и останется на этом уровне в течение года, дефицит федерального бюджета превысит 5,5% ВВП, говорится в документе. Профинансировать дефицит можно было бы за счет средств фонда национального благосостояния, но тогда «подушки безопасности» лишится находящийся в хроническом дефиците Пенсионный фонд. При таких рисках для покрытия дефицита бюджета России придется все больше занимать, что будет повышать стоимость долга.
Чтобы застраховаться от этих рисков, Минфин предлагает продолжить аккумулировать нефтегазовые доходы в резервном фонде, следуя стратегии «занимай и сберегай»: при относительно спокойной ситуации в экономике и на финансовых рынках воздерживаться от трат резервного фонда, занимая на благоприятных условиях. Документ предполагает, что на конец 2013 г. объем резервного фонда составит 4,8% ВВП, 2014 г. и 2015 г. — 5,2% ВВП и 5,7% ВВП соответственно. Но позиция Минфина может натолкнуться на позицию Минэкономразвития. Так, Минэкономразвития предлагало снизить нормативную величину резервного фонда с 7% до 5% ВВП.
Еще один предложенный в стратегии способ застраховаться от рисков — мониторинг внешних корпоративных займов, которые начали расти с 2010 г. Планируется принять постановление правительства, определяющее порядок принятия госкорпорациями решений о валютных займах: наблюдательные советы или советы директоров будут утверждать предельные значения показателей долговой устойчивости. Сведения о валютных займах будут представляться госкорпорациями и регулярно раскрываться на их сайтах.
Нужна консервативная бюджетная политика, говорит Владимир Тихомиров из ФК «Открытие»: не тратить резервы, но и занимать при таком уровне резервов не стоит, так как стоимость долгов будет расти. Есть риски падения цен на сырье, согласен он с Минфином, поэтому не следует снижать нормативную величину резервного фонда.
Филипп СТЕРКИН
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.