В отличие от американских и британских ритейлеров, для которых нынешние Рождество и Новый год
«Рост сопоставимых продаж был чуть ниже наших ожиданий», — признается представитель производителя и продавца ювелирных украшений «Адамас» Влада Баранова. В последние две недели декабря-2012 сопоставимые продажи в магазинах сети выросли на 20% по сравнению с прошлым годом, тогда как в прошлый новогодний сезон прирост составлял 40%. Высокие продажи начались поздно: обычно пиковый период стартует примерно с 22 декабря, в 2012 г. — только с 29 декабря, а спрос сместился в сторону более низкого ценового сегмента, констатирует Баранова. Зато в первые январские дни компания заметила оживление покупательского спроса во всех магазинах, кроме московских.
Продажи в новогодний сезон были «весьма успешными», считает гендиректор группы «Детский мир» Владимир Чирахов. «С нашим прогнозом они в основном совпали, а
Продавцы одежды признаются, что «праздники прошли традиционно» и не принесли неожиданностей. В этом году заметного всплеска продаж не было, рассказывает владелец розничного магазина женской повседневной одежды в Москве Светлана Иванова. «Этот декабрь прошел неожиданно ровно. Возможно, было меньше корпоративов, накануне которых женщины обычно покупают себе новые наряды. Возможно, у людей не было лишних денег, чтобы себя побаловать, — они не дождались премий и тринадцатых зарплат», — рассказывает Иванова. «В конце декабря с началом распродаж для покупателя принципиальным становится не столько состав ассортимента, сколько его цена и размер скидки», — говорит представитель «Модного континента» (сеть InCity) Ирина Алпатова. В этот новогодний сезон, по ее словам, компания отметила «определенный прирост» продаж по сравнению с тем же периодом прошлого года. Покупатели были активны и в первые недели 2013 г. — это тоже для продавцов одежды традиционно, продолжает она.
Для финской Stockmann декабрь 2012 г. стал менее успешным, чем в 2011 г. В декабре прошлого года продажи российских универмагов Stockmann выросли на 13,1%, отчиталась компания. В декабре 2011 г. прирост был 21,3%. При этом группа в целом в декабре-2012 нарастила продажи всего на 1,9% до 250,3 млн евро против прироста в 7,7% (до 245,6 млн евро) годом раньше.
На еде россияне не экономили, но деньги предпочли потратить не в магазинах у дома и дискаунтерах, а в супер- и гипермаркетах. «Мы не наблюдали взрывного роста спроса в предновогодние дни в магазинах «Дикси», — говорит представитель этой сети Лаврентий Губин. В предновогодний период люди традиционно закупаются в супермаркетах и гипермаркетах, объясняет он. Принадлежащая X5 Retail Group сеть гипермаркетов «Карусель» перевыполнила планы по продажам в декабре 2012 г. на 9,6%, радуется представитель X5 Владимир Русанов. Впрочем, признается он, в целом по компании (кроме «Каруселей» Х5 управляет магазинами «Пятерочка» и «Перекресток») в декабре 2012 г. существенных отличий в продажах от декабря 2011 г. не было. «В последние две недели декабря, как и в 2011 г. в этот же период, продажи выросли в 1,5—2 раза по сравнению с обычными неделями. В пиковые дни 30—31 декабря — в 2—2,5 раза по сравнению с обычными днями», — рассказывает он. В первую неделю января спрос, по его словам, стабилизировался на уровне обычных дней.
В Великобритании онлайн-траты спасли ритейлеров от катастрофичного Рождества — после того как дождь заставил многих покупателей традиционных магазинов остаться дома. Британцы потратили бы в декабре 2012 г. меньше, чем год назад, если бы не скачок расходов в онлайне на 17,8%, констатировало национальное отраслевое объединение British Retail Consortium. В США расходы на электронную коммерцию, по данным ComScore, в ноябре — декабре 2012 г. выросли на 16% по сравнению с тем же периодом 2011 г. У российского интернет-торговца одеждой и аксессуарами KupiVIP.ru рост продаж в предновогодний период колебался от 40 до 60% в зависимости от категории товара, говорит коммерческий директор KupiVIP.ru Алексей Козловский. Неожиданностей этот сезон не принес, признается он: сильный всплеск продаж стартовал с начала декабря и продолжался до последних рабочих дней месяца.
Вермут и планшеты
Особенно резко в «Каруселях» подскочили продажи вермута (+89,6%), мандаринов (+63,5%), лосося (+57,3%), красной икры (+37,5%) и бананов (+20,9%). У ритейлера Ozon.ru в декабре 2012 г. 34,8% продаж пришлось на книги и 31,2% — на электронику, причем здесь в продажах было три хита: планшеты (их продажи выросли в 6 раз), цифровые зеркальные фотокамеры и мультиварки (в 5 раз).
Александра КРЕКНИНА, Юлия ГРИБЦОВА