ВЭБ начнет предоставлять в 2013 году гарантии по инвестиционным кредитам среднего бизнеса — несмотря на отсутствие средств в первоначальном варианте бюджета, возражения Минфина, который боялся захлебнуться в экспертизе мелких, по его меркам, проектов, и разногласий по доле гарантий в объеме кредитов. 40 млрд рублей и 20-летних гарантий, предоставленных госбюджетом, хватит приблизительно на сотню кредитов размером до 1 млрд рублей.
Первый зампред правительства Игорь Шувалов в письме, направленном президенту Владимиру Путину (есть в распоряжении «Известий») в конце прошлого года описал механизм предоставления банковских гарантий по кредитам среднему бизнесу на инвестиционные проекты для компаний, «действующих в сфере, не связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых».
Письмо стало отчетом по поручению президента, которое он дал в указе «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года. А поручение, в свою очередь, — ответом на просьбы деловых ассоциаций, которые указывали, что средний бизнес, в отличие от малого и крупного, не получает никакой господдержки.
Cредства на реализацию такого механизма уже закреплены в законе «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Сама процедура будет выглядеть так. Государство в 2013 году предоставит Внешэкономбанку гарантию на 40 млрд рублей, уже предусмотренных бюджетом. Далее она будет передана по цепочке: от ВЭБа — его дочернему обществу, затем российским кредитным организациям и, наконец, компаниям среднего бизнеса.
За счет данной схемы будет обеспечиваться возврат 50% сумм кредитов (основного долга), которые были выданы российскими банками компаниям малого и среднего бизнеса на реализацию инвестиционных проектов. Хотя деловые ассоциации, по информации «Известий», предлагали 75-процентный уровень гарантий. Отбор заемщиков и инвестиционных проектов будет осуществляться «дочкой» ВЭБа на основании критериев, согласованных с правительством. Причем государство ответит по своей гарантии только в случае банкротства ВЭБа.
В ближайшие 10 дней у Игоря Шувалова пройдет совещание, на котором будут приняты окончательные решения по реализации механизма предоставления гарантий. В том числе о том, какой дочерней структурой будет осуществляться процедура.
У ВЭБа есть два варианта: создать Федеральный гарантийный механизм на базе МСП-банка, то есть существующего дочернего общества. Второй вариант, поддерживаемый Минэкономразвития, — это создание специального дочернего общества.
По словам зампредседателя Комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса «Деловой России» Александра Карпова, ВЭБ, Минфин и Минэкономразвития пока еще обсуждают вопрос по капитализации дочернего общества ВЭБа, которое займется предоставлением гарантий. Минфин обещал, что в нынешнем году он изыщет возможности, чтобы докапитализировать ВЭБ на 10 млрд рублей, для того чтобы тот докапитализировал свою «дочку». После этого ВЭБ приступит к отбору проектов. В любом случае гарантирование первых кредитов, по словам Карпова, произойдет в 2013 году.
— Во всем мире гарантийные механизмы являются специализированными, они нигде не занимаются одновременно предоставлением кредитов и предоставлением гарантий. Примеры этому — Франция, Германия, Япония, Южная Корея, — поддерживает идею Минэкономразвития по созданию отдельного гарантийного фонда Александр Карпов.
Предоставить гарантии на сумму до 20 млрд рублей планировалось еще в 2012 году, уточняет Карпов, но этого не произошло, потому что Минфин не успел вовремя внести поправки в бюджет.
Директор департамента по работе с малым бизнесом Инвестторгбанка Александр Востриков считает, что данный механизм интересен всем задействованным сторонам.
— Государство в лице гарантийного фонда берет на себя часть рисков, стимулируя интерес банков к таким проектам. Предприятия получают возможность вкладывать длинные кредиты в свои инвестпроекты даже при отсутствии залогового обеспечения на всю сумму кредита. Востриков добавляет, что важным вопросом при инвестиционном кредитовании является распределение рисков. Оптимальное, по его мнению, сочетание, когда в равной пропорции рискуют банк, государство и заемщик.
— При условии вложения не менее 30—35% собственных средств заемщиком остальные 65—70% финансирует банк с госгарантией по кредиту в объеме не менее 50%, — говорит банкир.
Представители среднего бизнеса согласились с данной оценкой.
— Инициатива очень хорошая, но я сомневаюсь, будет ли такой механизм работать в наших условиях, — говорит владелец компании SANDLEX (производство кожгалантереи) Александр Липкин. — Есть опасения, что эти деньги вообще не будут доходить до предпринимателей.
Эффективность данной схемы кроется большей частью не в описанной широкими мазками стратегии, а в небольшой фразе про критерии отбора.
—
— Госгарантии по кредитам, конечно, полезны для бизнеса, — продолжает зампредседателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России (объединяет более 5 тыс. предпринимателей, имеет 65 региональных подразделений по стране) Роман Терехин. — А вот устранение из подобных схем коррупционной составляющей, упрощение процедур взаимодействия бизнеса и власти, создание более безопасных условий для бизнеса помогли бы не только повысить эффективность мер финансовой поддержки среднего бизнеса, но и существенно улучшить деловой климат в стране.
— Главное — это возможность для среднего бизнеса получать долгосрочные кредиты под инвестпроекты, поскольку банки в условиях неопределенности на финансовых рынках необеспеченные либо слабо обеспеченные кредиты на сроки более пяти лет не предоставляют, — резюмирует Александр Карпов из «Деловой России».
Дина УШАКОВА, Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ, Татьяна ШИРМАНОВА