Прошлый год останется в истории как самый низкоамплитудный за все время существования российского фондового рынка. По индексу ММВБ весь размах (годовой «ход» от максимума 1639,62 до минимума 1241,62) составил ровно 32%. Для сравнения: предыдущий рекордсмен по этому показателю, 2007 год, показал 32,75% — от 1970 (исторический максимум индекса) до 1484 на минимуме. В 2010-м годовая амплитуда была около 40%: от 1701,7 до 1194,96, а все остальные годы значение индекса менялось не менее чем в 1,5 раза, а зачастую — в несколько раз.
При этом нельзя не обратить внимание, что после «стагнации» 2007 г. рынок перешел в фазу очень сильных движений: сначала обвал 2008 г. (индекс снизился в 4 раза), потом впечатляющий рост 2009 г. с повышением от минимума к максимуму в 2,7 раза.
Можно ли хотя бы в какой-то степени спроецировать ситуацию конца 2007 г. на текущий момент? Ответ однозначный: нет. В 2007 г. был показан исторический максимум индекса ММВБ. Этому предшествовали девять лет восходящего тренда, причем в 2005—2006 гг. наблюдался очень сильный рост.
Принципиальное отличие нынешней стагнации в том, что она сохраняется уже более трех лет. Прошлый год лишь более ярко подтвердил эту тенденцию и сузил диапазон, в котором пребывают значения индекса ММВБ. Такого долгосрочного боковика на нашем рынке акций не было никогда.
Последствия этого трехлетнего затишья не замедлили сказаться.
Во-первых, резко сократился объем торгов. Если в 2010 г. годовой оборот фондового рынка ММВБ составлял 64 трлн руб., в 2011 г. — 30,7 трлн, то по итогам 2012 г. этот показатель, снизился еще в примерно в 2 раза.
Во-вторых, снижение ликвидности привело к тому, что даже по голубым фишкам стали возможны манипуляции со стороны отдельных крупных участников торговли (раньше такое было практически невозможно). Соответственно, подобные «инициированные» движения снижают «техничность» (т. е. применимость методов теханализа) указанных финансовых инструментов.
В-третьих, именно в этом году наиболее отчетливо выявилась тенденция разнонаправленности ценовых движений основных российских акций. Их годовые тренды служат наглядной иллюстрацией к известной басне И. А. Крылова. Так, Сбербанк и «Лукойл» показали повышение, оставаясь при этом в очень узком ценовом диапазоне года. «Газпром» продемонстрировал выраженное падение, «Роснефть», наоборот, выросла, преодолев максимумы прошлых лет, а ГМК «Норильский никель» вообще сумел проделать движения в трех направлениях: сначала многомесячный боковик, потом в ноябре выход вниз, с пробоем минимума предыдущего года, а в декабре разворот наверх с ростом к годовым максимумам.
Однако, к сожалению, масштабы всех перечисленных выше ценовых изменений оказались незначительны и в основном укладываются в годовой диапазон индекса, т. е. 20—30%, что для нашего рынка катастрофически мало.
Такая ситуация крайне негативно сказывается на возможностях (и, естественно, на финансовых результатах торговли) всех категорий инвесторов. Стратегия долгосрочников «купил и держи» не оправдывает себя уже третий год подряд. Для краткосрочных и внутридневных спекулянтов существенно сократилось количество подходящих моментов для входа в рынок. И даже скальперы значительную часть времени не могут открыть позицию, так как цена просто стоит на месте.
Состоится ли выход из этого затянувшегося штиля в 2013 г.? Естественно, однозначного ответа нет. Но представляется два наиболее вероятных сценария поведения рынка.
Первый — продолжение долгосрочной боковой тенденции. К сожалению, такой вариант вполне возможен, и его реализация в еще большей степени усугубит все уже действующие негативные последствия стагнации (и дальнейшее снижение биржевых оборотов, и повышение «управляемости» финансовых инструментов, и уход с рынка многих участников торговли).
Второй вариант, существенно более позитивный в нынешних условиях, предполагает выход рынка за границы трехлетнего диапазона. При этом вероятность роста с пробоем посткризисного максимума 1865 пунктов по индексу ММВБ рассматривается как крайне низкая. Ни фундаментальных, ни технических предпосылок для такого сценария нет. Все основные макроэкономические проблемы и еврозоны, и Америки сохраняются, а принятие радикальных шагов по их разрешению переносится на будущее. То, что делалось в 2012 г. (меры ЕС и ЕЦБ по спасению Греции от дефолта, запуск третьего раунда количественного смягчения в США, словесные интервенции руководства ФРС и т. д.), носило половинчатый характер и в основном имело целью отодвинуть по времени решение наиболее острых вопросов. Ожидание какой-либо эйфории в 2013 г. не имеет никаких оснований. С технической точки зрения, пробой верхней границы коридора по индексу ММВБ еще менее вероятен. Цели понижательной коррекции посткризисного роста так и не были достигнуты, и по целому ряду акций сохраняется перекупленность. Это означает, что даже если уровень 1865 и будет преодолен, устойчивый повышательный тренд не наступит и рынок вновь вернется в диапазон нынешнего боковика.
Таким образом, по-прежнему, как и год назад, альтернативой стагнации является нисходящее движение, с уходом ниже уровня 1194 пункта (нижняя граница бокового диапазона) и с целью достижения значения 1000 (или несколько ниже) по индексу ММВБ.
Именно полноценная понижательная коррекция способна стать фактором оздоровления нашего рынка акций, оживить активность участников, повысить объемы торгов и волатильность и в конечном счете дать импульс зарождению нового восходящего тренда.
Виктор РОМАНОВСКИЙ
Автор — генеральный директор учебного центра БКС
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.