В прошлом году количество кредитов, выданных с помощью кредитных карт, увеличилось на 74,81%, следует из данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ). В 2011 г. рост аналогичного показателя был почти вдвое меньше — 44,77%. Что же касается стоимостного объема, то, по предварительным оценкам, российский рынок кредитных карт в 2012 г. вырос на 80—85%, его объем превысил 660 млрд руб., полагают аналитики банка «Тинькофф кредитные системы». В 2011 г. рынок кредитных карт по объему задолженности вырос на 61,6%.
Рынок кредитных карт — самый динамично растущий в сегменте розничного кредитования, уверяют эксперты НБКИ. Второе место по темпам прироста количества займов занимают ипотечные кредиты — 50,53% против 35,44% в 2011 г. Аналитики Агентства по ипотечному жилищному кредитованию ожидали роста ипотечного рынка по итогам года до 660000—710000 кредитов объемом до 1 трлн руб. (за девять месяцев 2012 г. было выдано 475800 кредитов на общую сумму 698,6 млрд руб.). Темпы роста потребкредитования и автокредитования в прошлом году значительно не менялись: 36,94% (в 2011 г. — 32,67%) и 36,71% (33,15%) соответственно. Объем потребительского кредитования за девять месяцев составил 7,4 трлн руб., следует из данных ЦБ. Розничное кредитование в целом растет на 40% в год, отмечал в декабре замдиректора департамента стабильности ЦБ Сергей Моисеев. В общем количестве выданных кредитов на карты приходится всего 23,2% (в 2011 г. — 19,8%), на потребительские кредиты — 69,49% (73,35%), на автокредиты — 3,97% (4,2%), на ипотечные — 1,13% (1,09%). Всего количество кредитов, по данным НБКИ, за год увеличилось на 44,54% против 34,69% в 2011 г.
«Данные НБКИ за 2012 г. и прогнозы ТКС-банка близки к тому, что видим мы: за 11 месяцев чистый портфель кредитных карт вырос на 81%», — говорит вице-президент «Ренессанс кредита» Владислав Вербин. Значительный рост рынка кредитных карт по сравнению с потребкредитованием объясняется низким проникновением кредитных карт как продукта, активными действиями крупных игроков, в том числе и госбанков, на этом рынке и развитием банками дистанционных каналов продаж — карточку клиенту доставить проще, чем наличные, тем более что заемщикам часто все равно, в какой форме получать кредит, заключает Вербин.
Кредитная карта — это наиболее удобный способ получения займа для клиента и наиболее удобный способ выдачи для банка, согласна вице-президент СМП-банка Елена Дворовых: «Население стало хорошо понимать, что карта — это возобновляемый кредит, который можно погасить и получить вновь».
Дарья БОРИСЯК