Восточно-Европейская финансовая корпорация (ВЕФК) приобрела крупнейшего в России проектировщика автомобильных дорог и мостов. 93% акций Дорожного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института ГипродорНИИ теперь контролируют собственники ВЕФК, крупнейшим из которых является президент корпорации Александр Гительсон. Эксперты отмечают, что дорожная отрасль в ближайшие годы будет расти особенно быстрыми темпами, и НИИ можно считать весьма выгодным приобретением.
ОАО «ГипродорНИИ» — крупнейший в России и СНГ проектировщик автомобильных дорог и мостов с филиалами в Барнауле, Воронеже, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Саратове, Краснодаре, Сочи и Хабаровске. За 75 лет деятельности институт спроектировал более 20% всех дорог России и свыше 150 км мостов. ВЕФК объединяет девять банков с активами более 83 млрд руб., ряд промпредприятий: ОАО «Пролетарский завод», ООО «Моршанскхиммаш», ОАО «Псковский завод АТС», а также два НИИ — НИИ «Кром» и ЦНИИ судового машиностроения. Основным собственников корпорации является Александр Гительсон.
Приобретение ГипродорНИИ ВЕФК объясняет планами развивать инвестиционно-строительное направление, интерес к которому подогревается интересом государства к развитию транспортной инфраструктуры страны. «Развитие ВЕФК в настоящее время осуществляется по трем направлениям — финансово-банковскому, промышленному и инвестиционно-строительному. В рамках третьего направления акционерами корпорации и была осуществлена эта сделка», — сообщил РБК daily вице-президент ВЕФК, член совета директоров ГипродорНИИ Николай Мельников.
Стоимость сделки в ВЕФК сообщить отказались, также как и назвать бывшего собственника института. В ГипродорНИИ сообщили, что собственниками 93% акций являлись физические лица. По словам директора по связям с общественностью института Марии Дроздович, по решению новых акционеров вся прибыль НИИ будет направлена на приобретение современного оборудования, улучшение условий труда и восстановление наших филиалов в Петербурге и Новосибирске, которые были расформированы.
ГипродорНИИ является одним из основных разработчиков президентской программы «Дороги России» (1994—2000 годы) и ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», а также участвует в проектировке скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург и выполняет проектные работы по строительству и реконструкции участков дорог и искусственных сооружений, обеспечивающих подъезд к олимпийским объектам в Сочи. «Участие в таких проектах — это уже бренд, и в ближайшие годы институт может пополнить портфель проектов. Сегодня можно говорить о необыкновенных перспективах в строительстве дорог, а хороших проектировщиков в масштабе страны не хватает. Так что приобретение такого актива безусловно принесет доход новым владельцам», — говорит главный инженер дорожно-строительной компании «Орион+» Николай Яковлев.
По мнению аналитика ИК «Финам» Владимира Сергиевского, в ближайшие годы доходы проектных организаций будут расти в связи с ростом частных и госинвестиций в инфраструктурные проекты. «Для ГипродорНИИ важным фактором увеличения финансовых показателей также станет рост строительства инфраструктурных объектов на северо-западе. Можно сказать, что ВЕФК сделана достаточно выгодная инвестиция, которая сможет обеспечить корпорации привлекательную доходность», — говорит аналитик.
Виктория АЛЕЙНИКОВА