Министры «не потратили ни одного часа» на изучение правил Всемирной торговой организации (ВТО). Об этом в ходе пленарной дискуссии Гайдаровского экономического форума заявил глава Сбербанка Герман Греф. Дискуссия транслировалась на сайте форума.
Греф напомнил, что правила ВТО насчитывают 47 тысяч страниц, а базовое соглашение при вступлении в организацию — 600 страниц. «Я не хочу загонять в тупик министров. Я знаю, что они не потратили ни одного часа на изучение правил и норм ВТО», — заявил Греф.
«Если вы сейчас ответите, что изучали, то я вам задам первый и самый простой вопрос, потому что я семь лет этим занимался: Что регулируется правилами ВТО? Не рискуйте отвечать», — добавил глава Сбербанка.
На пленарной дискуссии присутствовали министр промышленности и торговли Денис Мантуров и министр по работе с открытым правительством Михаил Абызов. Имел ли комментарий отношение только к ним, или ко всем профильным министрам и чиновникам правительства Дмитрия Медведева, Греф не уточнил.
При этом президент Сбербанка сравнил российских чиновников со сборной по хоккею, которой не объяснили правила игры. В таком случае, отметил Греф, так как главной целью является забросить шайбу в ворота противника, появляется желание просто спрятать ее, подползти и затолкать в ворота. Он заключил, что Россия именно так и ведет себя в ВТО.
До выступления Грефа участники дискуссии обсуждали введенный в России утилизационный сбор. Модератор дискуссии Анатолий Чубайс сказал, что представители европейских деловых кругов говорят ему, что таким образом Россия нарушает правила ВТО. В то же время, директор ВТО Паскаль Лами сообщил, что для этого в организации существует процедура разрешения споров, отметив, что сам он не будет высказываться по поводу сбора.
Россия присоединилась к торговому клубу в 2012 году после почти двадцати лет переговоров. РФ оставалась крупнейшей экономикой мира, которая не была членом ВТО. Герман Греф возглавлял Министерство экономического развития и торговли (сейчас — Минэкономразвития) в 2000—2007 годах. В это время Россия вела переговоры о присоединении к ВТО, но так и не вступила в организацию.