Один из крупнейших офшоров — Каймановы острова — рискует потерять статус классического налогового убежища. Островной финансовый регулятор намеревается обязать все компании и фонды, зарегистрированные в его юрисдикции, публиковать имена директоров и управляющих. Хотя речь идет только о менеджерах, а не о бенефициарах, раскрытие даже этой информации может вынудить сотню фондов с российскими корнями задуматься о смене юрисдикции.
Регулятор финансового сектора Каймановых островов CIMA (Cayman Islands Monetary Authority) опубликовал на сайте письмо от 14 января представителям участников рынка с предложениями для консультаций. В частности, CIMA полагает, что необходимо создать открытую базу с данными по управляющим и директорам компаний. Топ-менеджеры фондов также должны будут подтвердить наличие достаточной квалификации для работы с инвесторскими средствами. Изменения в политике офшора могут быть приняты достаточно оперативно, во всяком случае консультации с участниками рынка должны закончиться до 18 марта.
Каймановы острова — один из важнейших мировых офшорных центров. В юрисдикции государства, входящего в число так называемых британских заморских территорий, с численностью населения 57 тыс. человек зарегистрировано около 70 тыс. компаний, в том числе около 500 банков, 800 страховых обществ, около 10 тыс. инвестиционных фондов. Около 70% всех хедж-фондов в мире зарегистрировано именно на Каймановых островах. Все компании на островах полностью освобождены от налогообложения, они обязаны уплачивать лишь ежегодную пошлину. Кроме того, компании, имеющие статус освобожденных (таких большинство), не обязаны предоставлять финансовую отчетность. Открытой информацией по компаниям, зарегистрированным на Каймановых островах, является только тип компании и местонахождение ее юридического лица. Данные о директорах, акционерах и бенефициарах заносятся в реестр компаний, но он является закрытым. Разглашение любой конфиденциальной информации о клиенте без его письменного согласия является на Каймановых островах уголовным преступлением.
Привлекательность кайманской юрисдикции успели оценить многие крупные предприниматели. Например, в прошлом году разгорелся скандал с участием кандидата в президенты США Митта Ромни: издание Vanity Fair сообщило, что он не декларирует доходы от контролируемых им 12 фирм, зарегистрированных на Каймановых островах, с активами как минимум $30 млн. Эта история особенно скандально выглядит в контексте высказываний Барака Обамы, который еще в январе 2008 года, выступая в Манчестере штата Нью-Гэмпшир, заявил: «На Каймановых островах есть здание, в котором располагаются 12 тыс. американских корпораций. Это или самое просторное здание в мире, или самое большое мошенничество в мире. И мы выясним, что это такое».
Решение повысить прозрачность компаний, зарегистрированных на островах, кайманский регулятор объясняет мировыми тенденциями. «После финансового кризиса 2007—2008 годов такие международные организации, как Базельский комитет по банковскому надзору и Совет по финансовой стабильности, пересмотрели стандарты по надзору в сфере финансовых услуг. Их рекомендации сводятся к тому, что в финансовом секторе необходимы большая честность, прозрачность и доступность. Почти каждый международный финансовый центр старается выполнить эти рекомендации»,— говорится в заявлении CIMA (см. также справки). Действительно, еще в 2009 году министерства финансов России и Кипра, например, подписали протокол о внесении изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения между странами. Согласно протоколу, регулирующие органы России и Кипра могут осуществлять обмен конфиденциальной информацией, в том числе и о бенефициарах зарегистрированных на Кипре компаний. При этом регуляторы оставляют за собой право отказать в предоставлении льготного налогообложения, если его получение является основной целью регистрации компании на Кипре. По сведениям партнера коллегии адвокатов «ФБК-Право» Александра Сотова, в преддверии подписания протокола достаточно большое число инвесторов ушло с островов, выбрав другую юрисдикцию.
Число инвестфондов российского происхождения, зарегистрированных на Каймановых островах, по понятным причинам поддается лишь приблизительной оценке.
По подсчетам компании Europe Finance, число активно действующих фондов всех форм управления на Каймановых островах с российскими корнями в управленческой команде — около ста. Впрочем, число российских бенефициаров таких фондов может быть значительно больше сотни. «Правовая структура фондов такова, что она не дает возможности даже приблизиться к конечным бенефициарам»,— указывает заместитель исполнительного директора DS Express Александр Захаров.
Однако регулятивные нововведения могут вынудить многие российские фонды сменить юрисдикцию, указывают эксперты. Дело в том, что раскрытие информации даже только о менеджерах может оказаться для таких фондов весьма неприятной обязанностью. В большинстве хедж-фондов, инициированных российскими управляющими, директорами назначаются сами управляющие, чтобы не допустить контроля над средствами посторонних лиц. Они захотят избежать раскрытия своего имени в открытых документах, поэтому им все-таки придется прибегать к услугам сторонних директоров, и, скорее всего, небольшие фонды обратятся за услугами номинальных директоров, поясняет управляющий партнер Europe Finance Георгий Иванян. Однако каждый номинальный директор обычно числится в значительном количестве фондов, а это уже вызовет вопросы регулятора, считает он. Директор, например, официально несет ответственность за соблюдение требований по предупреждению отмывания денег, а номинальный директор этим занимается между делом, к тому же наличие такого директора в фонде говорит о том, что его спонсор и управляющие, дистанцирующиеся от работы фонда, возможно, не очень добросовестные, считает господин Иванян. «Небольшие семейные фонды в итоге могут уйти с этого рынка»,— говорит господин Захаров.
Хедж-фонды покрупнее смогут нанять независимых директоров с большим опытом работы, но и с соответствующей зарплатой, что повысит издержки и, соответственно, снизит привлекательность таких фондов для инвесторов. «Если будут приняты новые требования, то расходы фондов возрастут и может сложиться такая ситуация, что клиенты сочтут нерентабельным участие в таких фондах и уйдут в другие юрисдикции, например Лихтенштейна, или в крупные банки»,— отмечает господин Захаров. На Каймановых островах работают такие банки, как Royal Bank of Canada, Deutsche Bank, Banco Popular. Они открывают фидуциарные счета (то есть счета клиентов, записанные на имя банка) и проводят по ним операции, которые во многих странах запрещены, но приносят высокий доход, в том числе и за счет отсутствия налогов.
Кроме крупных банков выиграть от регулятивных нововведений сможет, собственно, бюджет Каймановых островов. «На их территории нет корпоративного налогообложения, но есть подоходный налог, и когда будут раскрыты данные по управляющим, то за счет их доходов будут получены необходимые средства»,— говорит Александр Захаров. Управляющие хедж-фондов получают плату за управление (management fee) от 1% до 2% от активов фонда и плату за успешное инвестирование (success fee) — от 15% до 20% от полученного дохода.
Страны БРИКС объединяют борьбу за налоги
Представители группы пяти стран БРИКС (Россия, Бразилия, Индия, Китай, ЮАР) на прошедших в индийской столице Нью-Дели переговорах договорились расширить сотрудничество в сфере налоговой политики, в частности, по вопросам борьбы с уклонением от налогов. «Мы договорились расширить взаимодействие по ряду вопросов налоговой политики и налогового администрирования, в том числе достигнуты договоренности о разработке механизма БРИКС, призванного облегчить противодействие осуществляемым с целью уклонения от уплаты налогов финоперациям, об обмене информацией»,— приводит информагентство PTI принятое по итогам двухдневной встречи совместное заявление. Страны БРИКС в ходе переговоров, в частности, выразили озабоченность использованием преимуществ международных налоговых соглашений с целью уклонения от уплаты налогов. К маю 2013 года стороны намерены создать новую структуру, которая бы координировала усилия БРИКС в налоговой сфере, отмечает PTI. Россию на встрече в Нью-Дели представлял заместитель главы ФНС Алексей Оверчук. «РИА Новости»
Как в мире боролись за финансовую прозрачность
18 февраля 2009 года швейцарский банк UBS и Минюст США заключили соглашение по делу об уклонении американских граждан от уплаты налогов. Банк согласился представить властям информацию о 250 клиентах и уплатить $780 млн штрафов. США обязались прекратить расследование в отношении UBS, однако уже 19 февраля Минюст подал иск в федеральный суд Майами с требованием раскрыть данные 52 тыс. клиентов UBS. В августе 2009 года между сторонами было достигнуто новое соглашение о передаче данных 4,5 тыс. граждан США, имеющих счета в UBS на $20 млрд.
В марте 2009 года решения о смягчении действия режима банковской тайны либо об усилении международного сотрудничества по борьбе с финансовыми махинациями и отмыванием денег приняли власти Австрии, Люксембурга, Лихтенштейна, Андорры, Монако, Швейцарии, Сингапура, Гонконга, а также островных юрисдикций Джерси и Мэн. Инициатором этих договоренностей были Еврокомиссия и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В апреле 2009 года на саммите G20 достигнуты принципиальные договоренности о совместных действиях в отношении государств-«налоговых убежищ». В подготовленном к саммиту докладе ОЭСР были представлены списки стран, соблюдающих международные нормы в сфере налогообложения, и тех, которые их игнорируют. В черном списке оказались Коста-Рика, Малайзия, Филиппины и Уругвай.
В феврале 2010 года обнародовано исследование интернет-ресурса Financial News, согласно которому в результате ужесточения борьбы с офшорами с 2008 года европейцы вывели из зон с льготным налогообложением более $500 млрд из $2,1 трлн, хранившихся в европейских офшорах.
В августе 2011 года власти Германии и Швейцарии заключили соглашение о введении в отношении граждан ФРГ, хранящих средства в швейцарских банках на анонимных счетах, единой ставки налога — 26,3% от размера вклада.
В декабре 2012 года The Financial Times сообщила о планах Еврокомиссии обязать государства ЕС принять единое определение «налоговое убежище» и аннулировать договоры об избежании двойного налогообложения со странами, которые попадают под это определение. По данным издания,
Мария ЯКОВЛЕВА