Вчера Обама, переизбранный на второй президентский срок, принял должностную присягу на торжественной церемонии у Капитолия. «Сейчас больше, чем когда-либо, мы должны действовать вместе, как одна нация и один народ», — сказал он: после завершения войны начинается период восстановления экономики. Один раз он уже давал такое обещание. «Я хочу, чтобы каждый американец знал: мы построим все заново, мы восстановимся, и США вновь будут сильнее, чем раньше», — говорил он в программном выступлении перед конгрессом в начале 2009 г.
Второй шанс в экономике…
Первый раз Обама занял Овальный кабинет в разгар глобального экономического спада (на 0,3,% в 2008 г., на 3,5% в 2009 г.), поэтому его главной целью стала стабилизация ситуации. Нужно восстановить доверие в экономике и перезапустить модель кредитного финансирования, призывал он тогда.
В феврале 2009 г. правительство запустило масштабную антикризисную программу ценой в $787 млрд. В числе главных достижений — спасение автопрома и реформа финансового сектора, экономика вернулась на траекторию роста (2,4% в 2010 г.). Но затем темпы замедлились до 1,8% в 2011 г. и 2,2% в 2012 г. В 2013—2014 г. восстановление будет сдержанным — 2 и 2,8%, прогнозирует ОЭСР. Президенту не удалось добиться и существенного сокращения безработицы — напротив, она выросла с 5,8% в 2008 г. до 8,1% в 2012 г. Обаме нужны темпы не менее 3—4%, при росте ВВП на 2% высокая безработица укоренится на самый продолжительный период со времен Великой депрессии, пишет WSJ.
Потребительская уверенность будет слабой, прогнозирует ОЭСР, жилищный рынок только начал выходить из пике: после спада на 6,6% в 2011 г. в прошлом году зафиксирован рост на 0,4%. По прогнозу организации, рост частного потребления ускорится с 1,9 до 2,1—2,9% в 2013 г.
Обама не выполнил обещание в короткий срок добиться двукратного снижения бюджетного дефицита, полученного в наследство от администрации Джорджа Буша, — с $1,3 трлн до $533 млрд. Первый проект бюджета-2010 предполагал дефицит в $1,75 трлн (12,3% ВВП) — исторический рекорд для США в мирное время, близкие значения достигались в 1942 г. Его удалось снизить до $1,063 трлн. Госдолг с 2008 г. вырос с 71,6% ВВП до 109,8% в 2012 г. Приведение госфинансов в порядок — одна из ключевых задач Обамы во второй срок, единодушны аналитики.
Удалось удержать страну от фискального обрыва, но нужно решать множество вопросов: взять под контроль госдолг, реформировать налоговую систему, считает Крис Уифер из «Сбербанк СIB». Тенденцию роста госдолга в ближайшие два года переломить не удастся, пессимистичны в ОЭСР: он достигнет 114,1% ВВП к 2014 г.
Настроения населения изменились за первый срок президентства Обамы, показал опрос Wall Street Journal / NBC News. Американцы видят некоторые признаки улучшения в экономике, но у них мрачные прогнозы относительно перспектив страны и их личного благосостояния. Если в 2009 г. преобладали надежды, то лейтмотив 2013 г. — это способность справляться с трудностями, отмечает один из авторов опроса Питер Харт: «Американцы ждут трудных времен».
…и в политике
Опрошенные New York Times помощники и советники Обамы рассказывают, что президент намерен вернуться к своим первоначальным целям — восстановлению имиджа и влияния США. Первый срок Обама начал с обещания новой эры в отношениях с арабским миром, Азией и Европой, но ощутимого результата не добился. На ближневосточном направлении прорыва не достигнуто, иранская проблема не решена, а отношения с Россией к концу срока серьезно ухудшились, говорит Валерий Гарбузов из Института США и Канады РАН: ожидания были завышены. Достижениями можно назвать разве что полный вывод войск из Ирака и разгром высшего руководства «Аль-Каиды», отмечает New York Times.
Среди приоритетных задач во внешней политике политолог Николай Злобин называет улучшение отношений с Европой, Латинской Америкой и Израилем, вывод войск из Афганистана. Номинация на посты госсекретаря и министра обороны Джона Керри и Чарльза Хейгела показывает, что и во второй срок Обама будет нацелен на поиск компромисса, уверен Гарбузов.
Пик кризиса дал Обаме беспрецедентные возможности и поддержку, теперь безоговорочного консенсуса нет, в правительстве раскол по многим вопросам, пишет WSJ. Ограничивает свободу маневра и задача передать кресло президента преемнику из демократической партии, а также победа партии на промежуточных выборах в конгресс, указывает Злобин.
Екатерина КРАВЧЕНКО, Полина ХИМШИАШВИЛИ