Депутаты поддержали законопроект, который увеличивает максимальный размер суммы, которую граждане могут разместить в электронном кошельке, — со 100 тыс. до 400 тыс. рублей.
Предельный размер электронных денежных средств, которыми могут распоряжаться граждане сегодня, ограничен законом «О национальной платежной системе» (НПС) и составляет 100 тыс. рублей. Эта норма вступила в силу с 1 октября прошлого года. Депутаты Госдумы Наталья Бурыкина, Владислав Резник и Юрий Исаев подготовили пакет изменений в закон о НПС, которые повышают максимальный размер средств на электронных кошельках, а также расширяют область применения предоплаченных банковских продуктов. Законопроект подготовлен с учетом предложений Банка России, ассоциации «Национальный платежный совет», а также заинтересованных министерств и участников рынка.
Предоплаченные карты в России стали популярными совсем недавно, но по объемам выпуска уже в конце 2011 года они обогнали «кредитки». На 1 июля прошлого года их было выпущено 43,3 млн штук. Большая часть таких карт является неперсонифицированными — их выдавали, не проводя идентификацию клиента, и использовали для проведения небольших платежей (средняя операция по ним — 1 тыс. рублей). Но удобство таких карт привлекает к ним не только банки, но и не банковские кредитные учреждения — например, микрофинансовые организации. И существующие для работы с предоплаченными картами ограничения стали им мешать.
По операциям, не требующим идентификации, ограничения устанавливаются в обязательном порядке, согласно закону о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, говорит председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. Сейчас потолок для таких операций составляет 15 тыс. рублей.
— Если же речь идет о персонифицированном средстве платежа, требующем идентификации, то действует ровно такая же процедура установления личности бенефициара, как и в случае с банковским счетом, который не имеет никаких ограничений. Соответственно нелогично вообще устанавливать лимиты и для персонифицированных средств платежа, — сказал Ким.
Именно поэтому в числе изменений, предусмотренных законопроектом, — увеличение предельного размера денежных средств, которые гражданин может использовать с помощью персонифицированного средства платежа, предполагающего их идентификацию, — со 100 тыс. до 400 тыс. рублей.
При подготовке законопроекта обсуждался и вопрос увеличения лимита по неперсонифицированным средствам платежа (когда не требуется идентификация).
— Такие платежи — отдельная тема, поскольку увеличение предельной суммы операций, не требующей идентификации, потребует изменения закона, направленного на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, — пояснил «Известиям» президент Национального платежного совета Андрей Емелин. Соответственно подготовленным депутатами законопроектом увеличение лимита по неперсонифицированным средствам платежа не предусмотрено. Правда, Емелин не исключает, что к данному вопросу могут вернуться при подготовке поправок ко второму чтению документа.
Директор по развитию Центра исследования платежных систем и расчетов Антон Пухов указал, что те ограничения, которые действуют сейчас, не позволяют, например, микрофинансовым организациям с помощью электронных средств платежа предоставлять гражданам более крупные суммы заемных средств. Практика, когда заем зачисляется с помощью электронных средств платежа, уже существует. В настоящее время МФО только изучают рынок электронных денег с целью сокращения расходов на обслуживание оборота наличных.
Татьяна ШИРМАНОВА