Существует опасность, что правительства по всему миру начнут девальвировать национальные валюты для поддержания конкурентоспособности экономик, заявил президент Бундесбанка Йенс Вайдман. В кризис странам удалось удержаться от этой меры, но тревожные сигналы уже есть в Венгрии и Японии, где правительства заставляют центробанки проводить более агрессивную кредитно-денежную политику, несмотря на мандат независимости регуляторов, сказал он.
Правительство Японии в январе объявило о начале нового стимулирования объемом в 10,3 трлн иен ($116 млрд). Курс иены к доллару в прошлом году окреп на 11,3%, но с момента назначения нового правительства 26 декабря 2012 г. потерял 4,3% (данные Bloomberg). Венгрия пять месяцев подряд сокращала процентные ставки, курс форинта за последний год снизился на 7,8%, с начала года — на 0,36%. Норвегия и Швеция предпринимают словесные интервенции для снижения курса валют, отмечает Тина Мортенсен из Citigroup.
Норвежская крона за прошлый год укрепилась на 4,6% по отношению к доллару, шведская — на 3,3%, сейчас валюты переоценены к доллару на 40% и 27% соответственно.
Валютные войны — против принципа МВФ, заявляла директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард: «Мы не поддерживаем ни в каком виде любые попытки создать конкурентоспособные преимущества за счет девальвации и развязки валютных войн». Есть много других способов для повышения конкурентоспособности, считает она.
Регуляторы других стран поддерживают опасения президента Бундесбанка. В 2013 г. целый ряд стран может пойти на девальвацию, заявлял председатель Банка Англии Мэрвин Кинг. Сходные опасения есть и у банка России. Меры валютного регулирования со стороны центробанков при нынешнем состоянии мировой экономики способны повлечь новый виток валютных войн, признал на прошлой неделе первый зампред Банка России Алексей Улюкаев. «Наши уважаемые коллеги в ряде стран активно прибегают к таким мерам — это путь не к единству, а к сепарации, сегрегации, разделу на отдельные зоны влияния», — отметил он.
Воздерживаться от конкурентной девальвации валют G20 рекомендовала еще в 2009 г. Странам удалось не использовать девальвацию как средство конкурентной борьбы: с ноября 2008 г. всего пять стран к ней прибегли для поддержки конкурентоспособности национальных компаний — Вьетнам, Венесуэла, Эфиопия, Нигерия и Казахстан, отмечает Саймон Ивнетт из St. Gallen University.
Дорогая национальная валюта быстро бьет по темпам восстановления экономики, оценил Марко Валли из Unicredit: рост стоимости валюты на 10% снижает ВВП на 0,8 процентных пункта уже через полгода.
Искусственное понижение курса национальной валюты дает стране преимущества в международной торговле, отмечает профессор Адам Позен из Peterson Institute.
Учитывая слабость экономик, любая из стран — будь то США, ЕС или Китай были бы не против провести девальвацию для укрепления национального хозяйства, отмечает партнер JAC Capital Advisors Джеймс Рикардс. Опасность в том, что
Екатерина КРАВЧЕНКО