По данным ЦБ, просроченная задолженность банков по кредитам в 2012 г. выросла на 123 млрд руб., а резервы на возможные потери — на 122,5 млрд. В мае до равновесия было так далеко, что зампред ЦБ Михаил Сухов обратил внимание: за январь — апрель на балансах банков появилось вдвое больше плохих кредитов, чем сформированных резервов (см. график). Банки прислушались к регулятору и со II квартала в разы увеличили отчисления в резервы.
Банки доформируют резервы в связи с ужесточением требований ЦБ: регулятор в прошлом году повысил резервы по корпоративным кредитам, в этом существенно ужесточил оценку рисков по необеспеченным потребкредитам, напоминает аналитик Moodys Евгений Тарзиманов: «Банки стараются соответствовать, к тому же сыграл роль фактор налогообложения — банки предпочитают направить часть заработанной за год прибыли на дорезервирование [при этом прибыль уменьшается на размер резервов]».
Сухов порадовался тому, что банки исправились, но обсуждать объемы резервов не стал, отметив, что в прошлом году банки активно списывали плохие долги.
ЦБ предупредил об ужесточении с 2013 г. подхода к резервированию части потребкредитов и под конец года банки списывали просроченные долги, чтобы не доформировывать под них резервы, говорит аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов. Теперь кредиты с просрочкой более одного года надо резервировать на 100% вместо прежних 75%. В результате таких списаний резервы сокращались меньше, чем просроченная задолженность. Тулинов приводит в пример одного из лидеров потребкредитования — банк «Ренессанс кредит», который за декабрь списал 8,3 млрд руб. просроченных долгов физлиц, восстановив резервы всего на 5,9 млрд.
Доля просроченной задолженности по корпоративному портфелю за год не изменилась — 4,6%, а в рознице упала с 5,2 до 4%.
«Даже при снижающемся объеме просроченной задолженности резервы по ней могут расти, так как чем дольше просрочка, тем больше по ней создаются резервы», — объясняет зампред правления банка «Открытие» Анатолий Предтеченский.
Российская отчетность не самым релевантным образом показывает качество портфеля и реальный объем невозвратного долга — некоторые банки формируют сейчас резервы под проблемные долги, которые, по их ожиданиям, придется списать или взыскать, говорит главбух банка из топ-20. По оценкам ЦБ, к ноябрю доля кредитов худшего качества (4-5-й категорий) был 6,4%.
«В любом случае то, что прирост просроченных кредитов и резервов сравнивается, — позитивный сигнал для банковской системы, это создает запас прочности», — рад Тарзиманов. Агентство ожидает, что банки и дальше продолжат увеличивать резервы, поскольку регулятор все требовательнее подходит к оценке рисков. По оценке Moodys (по МСФО), банки направили в резервы 2% кредитного портфеля в 2011 г. и 3% в 2012 г.
Ольга ПЛОТОНОВА, Наталия БИЯНОВА