Российские власти заплатят инвестбанку Goldman Sachs $500 тысяч за улучшение имиджа страны. Благодаря этому уже в 2013 году рейтинг России может подняться до уровня А, рассчитывают заказчики: его имеют такие страны, как Тринидад и Тобаго и Оман. Ждать этого скоро вряд ли стоит, указывают экономисты: главная слабость России — отсутствие структурных реформ, а не сильные показатели по уровню госдолга и накопленные резервы.
Российское правительство наняло инвестбанк Goldman Sachs для изучения возможностей роста инвестиционной привлекательности страны и ставит целью повышение суверенного рейтинга страны до А по шкале Standard & Poors уже в 2013 году. Эти вопросы обсуждались, в частности, на совещании у вице-премьер Игоря Шувалова в середине января, говорит источник, знакомый с ситуацией: там было решено создать рабочую группу по улучшению имиджа. На совещании помимо чиновников присутствовали президент Сбербанка Герман Греф и глава ВТБ Андрей Костин, добавляет он.
«Goldman Sachs должен помочь объединить усилия в этой области и проанализировать, что в первую очередь беспокоит бизнес, — рассказал источник «Газеты.Ru». — Не то чтобы мы не знали, что беспокоит бизнес, но консультанту предстоит выделить самые острые вопросы и определить механизмы решения». По его словам, «надо понять, почему нас не слышат».
За 3 года работы Goldman Sachs получит вознаграждение в размере $500 тыс., это деньги РФПИ. В частности, банк проведет ревизию мероприятий, в которых нужно участвовать российским чиновникам и выработает рекомендации о форме этого участия. «Это попытка компенсировать, восполнить вакуум информации о России и предотвратить появление не соответствующих действительности фактов», — пояснил журналистам в понедельник вечером замглавы Минэкономразвития Сергей Беляков. Он признал, что российские чиновники, в отличие от бразильских или китайских, не умеют преподнести результаты своей работы. «В Китае вообще смертная казнь есть», — сказал Беляков и отметил, что инвесторов данный факт не пугает.
«Мы, как бы неприятно ни было это признавать, не умеем общаться с инвесторами», — сказал замминистра.
Чиновник также сообщил, что в ближайшее время представители России встретятся с экспертами Всемирного экономического форума и попытаются выяснить, почему в рейтинге Doing Business у России низкий показатель по устойчивости финансовой системы. Возможно, что после восполнения информационного пробела, этот рейтинг улучшится, полагают в ведомстве.
В рабочую группу по улучшению инвестиционного имиджа России, по словам Белякова, вошли министр финансов Антон Силуанов, его заместитель Алексей Моисеев, глава ЦБ Сергей Игнатьев, руководитель РФПИ Кирилл Дмитриев, глава ВЭБа Владимир Дмитриев, а также Греф и Костин. Привлечение к работе Сбербанка и ВТБ связано с тем, что правительство может позаимствовать их опыт по улучшению собственного имиджа, отмечает источник, знакомый с ситуацией.
Кроме того, ряду инвестбанков разосланы письма о возможности проведения работы, направленной на повышение в 2013 году суверенного рейтинга России до уровня А. «Нам необходимо поставить планку, к которой нужно стремиться, — указывает источник. — Уровня А мы можем не достигнуть за заданное время, но можем подняться выше того показателя, который принято считать реалистичным». Изменение рейтинга зависит не только от макроэкономических показателей, признает он: «В отношении нас очень большой пессимизм: когда у нас плохо, пишут плохо, но когда у нас хорошо, о нас все равно пишут плохо».
Сейчас Standard & Poors оценивает суверенный рейтинг России на уровне ВВВ со стабильным прогнозом. Такой показатель означает, что страна может адекватно исполнять финансовые обязательства, но подвержена негативным влияниям конъюнктуры. Среди позитивных факторов, влияющих на рейтинг России, агентство выделяет значительные финансовые резервы, низкий уровень госдолга и сырьевые запасы. Негативное давление на рейтинг оказывают низкий уровень подотчетности государственных институтов, «узкая» база экономического роста и зависимость от нефти и газа. В июльском обзоре аналитики Standard & Poors указывали, что избрание нынешнего состава Госдумы и Владимира Путина на третий срок означает, что политический курс не ждут существенные изменения. Следовательно, заключили эксперты, экономические и бюджетные реформы будут проводиться постепенно.
«Государственный капитализм и тесные связи между политикой и бизнесом сохранятся», — отмечали эксперты агентства. При этом, по их оценкам, падение цен на нефть на $10 может снизить доходы государства на 1,4% ВВП.
В июле прогноз по рейтингу был оставлен стабильным. «Это значит, что в среднесрочной перспективе (от полугода до 2 лет) изменение рейтинга не ожидается», — пояснили в агентстве.
Рейтинг А, к которому в краткосрочной перспективе стремится Россия, на одну ступень выше нынешнего ВВВ. Он означает, что государство обладает «сильной» способностью исполнять финансовые обязательства, но возможность влияния неблагоприятной конъюнктуры не исключена.
Рейтинг А по шкале Standard & Poors имеют Тринидад и Тобаго, Словакия, Словения, эмират Рас-эль-Хайма, Оман.
К 2018 году Россия намерена подняться в рейтинге Standard & Poors еще на одну ступень — до уровня АА, по рейтингу Fitch — с BBB до АА, по шкале Moodys — с Baa1 до Аа1. Такие ориентиры значатся в разработанных Минэкономразвития критериях оценки работы Минфина в контексте улучшения условий ведения бизнеса.
В рейтинговом агентстве Fitch полагают, что в 2013 году серьезных стимулов для повышения рейтинга России — ВВВ со стабильным прогнозом — не будет. Один из факторов, которые могут улучшить позиции страны, — снижение зависимости бюджета от «шока нефтяных цен», рассказал «Газете.Ru» директор аналитической группы по рейтингам европейских стран с развивающейся экономикой Чарльз Севилль. «Принятие бюджетного правила — шаг в этом направлении, однако все зависит от его соблюдения», — указывает экономист. Другие ключевые задачи — это повышение макроэкономической стабильности (снижение уровня инфляции) и структурные реформы, в частности приватизация и улучшение инвестиционного климата.
Плохой инвестиционный климат определяется слабостью государственных институтов, а не недостаточностью пропагандистских усилий по продвижению России как бренда, говорит руководитель аналитического департамента BNP Paribas Юлия Цепляева. «Мы имеем в виду объективные сложности и нежелание инвесторов брать на себя риски, ассоциирующиеся с недостаточной проработкой прав собственности, слабыми судами и так далее», — говорит экономист. По ее мнению, нанимать банки для улучшения имиджа в этом понимании «не совсем эффективно».
Российская экономика слишком зависима от цен на нефть, указывает она. «Несмотря на то что мы имеем хорошие показатели по сравнению со странами, имеющими аналогичный рейтинг, структурная слабость экономики очевидна», — подчеркивает Цепляева. В связи с этим, считает она, в этом году повысить рейтинг на одну ступень не получится.
Основными рисками России по-прежнему считается политический курс, несовершенство институтов и неэффективность системы госуправления, согласен экономист ING Commercial Banking Дмитрий Полевой. В заявлениях рейтинговых агентств именно эти проблемы вынесены на первый план, тогда как макроэкономика оценивается достаточно неплохо, отмечает он. Формально Россия заслуживает более высокого рейтинга, считает эксперт, для этого нужно проводить последовательную макроэкономическую политику, продолжить курс на приватизацию, сохранять бюджетное правило, прекратить нападки на ЦБ и проводимую им политику и, конечно же, работать на улучшение имиджа страны в глазах мировой общественности, инвесторов и рейтинговых агентств.
«Но Россия безвозвратно потеряла время, когда инвесторы верили словам и планам, теперь любые улучшения в оценке России придется завоевывать только реальными действиями властей», — считает экономист.
Логика Минфина по повышению суверенного рейтинга понятна, отмечает Полевой: «Занимать планируется много, и без повышения рейтинга рассчитывать на снижение стоимости займов было бы наивно».
Повышение рейтинга России возможно, но в течение двух-трех лет, полагает руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич. По его мнению, основания для этого есть. «Рейтинг — это, фактически, оценка рисков платежеспособности. У нас очень низкий суверенный долг, накоплены резервы и введено бюджетное правило», — говорит экономист. Но повысить показатель за один год «нелегко чисто организационно», добавляет он.
Рейтинговые агентства при принятии решений об изменении рейтинга учитывают не только объективные факторы (бюджет, госдолг, платежный баланс, темпы роста экономики), напоминает Гурвич. «В расчет берутся и другие факторы, такие как политические риски, готовность правительства платить по долгам и прочее. По-видимому, при найме банков для продвижения страны в рейтинге речь идет об улучшении имиджа России по этим направлениям», — предположил эксперт.
Екатерина КАРПЕНКО, Юлия ОРЛОВА