Российский рынок кредитных карт в 2012 г. вырос на 82,5% до 671 млрд руб., подсчитал один из крупнейших его игроков (см. график), банк «Тинькофф кредитные системы» (ТКС-банк). Это вдвое быстрее, чем растет рынок розничного кредитования (40% в 2012 г.). Годом ранее рост составил 61,6%. Карточный рынок нацелился на триллион, констатируют аналитики ТКС-банка.
Большую часть прироста (63%) обеспечили пять лидеров рынка (см. график), из них 28,4% — Сбербанк. Он возглавляет список и по объему портфеля — 149,3 млрд руб., и по темпам роста: за год он удвоил портфель. Это позволило ему оторваться от прежнего лидера — «Русского стандарта», который в начале года имел рыночную долю, практически равную Сбербанку: 16,1% против 17,1% у госбанка. К концу года разрыв между ними увеличился: доля «Русского стандарта» сократилась до 15%. При этом портфель кредитных карт «Русского стандарта» продолжает расти: за год — с 59 млрд до 100,9 млрд руб. (+71%).
Занимающий 3-е место ВТБ 24 с долей рынка в 7,2% растет почти в 2 раза медленнее: за год его доля сократилась на 2,2 п. п. Доля ВТБ 24 сократилась, признает начальник управления пластиковых карт Александр Бородкин, зато он «в отличие от многих лидеров по приросту карточного портфеля имеет в своем ассортименте широкий спектр продуктов, а не только карты» и, «ориентируясь на политику максимального соответствия предоставляемого продукта нуждам клиента, предлагает клиенту не обязательно карту, а продукт, отвечающий его потребностям».
Рынок карт начал расти после того, как все крупнейшие банки, включая государственные, стали фокусироваться на этом продукте, отмечает член правления Альфа-банка Алексей Коровин. У «Альфы» кредитки в 2012 г. стали «новой стратегической инициативой», а объемы их продаж выросли в 7—8 раз.
Такой рост был ожидаем, говорит Коровин: продажи кредитных карт бурно растут после кризиса. В этом году он ждет сопоставимого роста рынка. Его потенциал огромный, уверен Коровин: в США у каждого гражданина по 3—4 кредитки разных банков, в России таких клиентов пока единицы, а у существенной части населения нет ни одной кредитки. Большой потенциал рынка отмечают и аналитики ТКС. Кредитная карта есть примерно у 17% россиян при почти 90 млн экономически активного населения. «С ростом финансовой грамотности населения, с развитием карточной инфраструктуры кредитные карты будут становиться наиболее востребованным кредитным продуктом», — резюмирует Коровин.
Правда, в IV квартале рост рынка замедлился с 17,8 до 13,9%. Аналитики ТКС ждут замедления роста рынка в 2013 г. до 50—60%
Конкуренция на рынке кредитных карт обострилась — появились новые агрессивные игроки, развернулся Сбербанк, банки — лидеры рынка POS-кредитования начали кросс-продажи кредиток по всей своей многомиллионной клиентской базе, рассказывает зампред правления «Связного банка» Евгений Давыдович. В этом году рынок притормозит, считает он, причина — в ужесточении подхода ЦБ к беззалоговому розничному кредитованию. Банкам понадобится время, чтобы адаптироваться, поэтому в 2013 г. рост замедлится до 30—40%, полагает Давыдович, но к 2015 г. можно опять ждать удвоения: «Запас есть».
Антон ТРИФОНОВ, Наталия БИЯНОВА, Татьяна ВОРОНОВА