Потенциал развития России за счет роста потребительского спроса и высоких цен на нефть исчерпан. С этим на расширенном заседании правительства согласились и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев. Премьер сформулировал 10 направлений своей работы, которые должны обеспечить рост ВВП на 5% в год, увеличить производительность в полтора-два раза и обеспечить финансовую стабильность. Выполнение главной задачи — решения институциональных проблем — будет зависеть только от политической воли, говорят экономисты. Сейчас у правительства воли и ответственности за принятие решений они не видят.
Следующие пять лет будут критически важными для России, придется искать новые источники роста в условиях снижения спроса на нефть и темпов роста внутреннего потребления. Об этом на расширенном заседании правительства в Кремле заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, докладывая в присутствии Владимира Путина об основных направлениях работы правительства до 2018 года. Наметившееся восстановление мировой экономики еще неустойчиво, указал Медведев. Но основные риски для России не внешние, а внутренние. Это сокращение числа работающих граждан, их недовольство образованием и медициной, невысокое качество госуправления, плохой инвестиционный климат и необходимость проведения жесткой бюджетной политики, перечислял премьер.
«Потенциал развития в рамках традиционной экспортоориентированной модели также практически исчерпан», — указал Медведев.
Возврат к докризисной модели роста, основанной на получении нефтегазовых сверхдоходов и потребительском спросе, невозможен, подтвердил и Путин.
«Но, к сожалению, и я хочу обратить на это ваше внимание, мы все это понимаем и часто об этом говорим, но постоянно туда, в прежние критерии, сваливаемся», — сетовал он.
Ответом Медведева стала «пятилетка эффективного развития»: премьер назвал десять мер, которые должны обеспечить рост ВВП в 5% ежегодно.
В первую очередь это улучшение делового климата. Медведев пообещал упрощать таможенные и налоговые процедуры, доступ к инфраструктуре и кредитам. Как результат, объем инвестиций к 2015 году должен увеличиться до 25% ВВП, а к 2018 году быть созданы до 25 млн рабочих мест.
Второе направление — интеграция России в мировую экономику. «Экономики, как известно, как парашюты: они хорошо работают, только если они открыты», — привел аналогию Медведев.
Третье — глобальное технологическое обновление, сказал Медведев. Инновационную активность правительство будет стимулировать за счет налоговых и бюджетных мер, за счет таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования. К 2018 году на научные фонды государство будет выделять 25 млрд рублей ежегодно.
Стимулирование инноваций не означает неразвитости традиционной промышленности. И это четвертое направление, обозначенное Медведевым. Российские компании должны создавать альянсы с мировыми лидерами, государство отдельно поддержит авиа- и судостроение, радиоэлектронную, ракетно-космическую и атомную промышленность. «Важно найти новые возможности для отечественного нефтегазового комплекса, связанные с освоением шельфовых месторождений и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья», — не забыл о нефтяниках премьер.
Пятое направление — развитие сельского хозяйства и села. Россия, уверен Медведев, должна стать одной из аграрных держав.
Еще одна задача — развитие инфраструктуры. Правительству предстоит стимулировать строительство высокоскоростных магистралей, модернизировать транспортные узлы, сократить срок подключения потребителей к энергосетям и к 2018 году обеспечить большинство граждан широкополосным доступом в интернет.
Жилищная проблема — седьмая — будет решаться поэтапно. Жилья будет строиться больше, оно станет дешевле, а услуги ЖКХ — качественнее, обещал Медведев.
Еще одно направление социальное. Для улучшения здесь необходимы не только деньги, но и структурная, и технологическая модернизация. В итоге в 2018 году продолжительность жизни увеличится до 74 лет, а к 2025 году численность населения достигнет 145 млн человек. Еще одна задача — проведение пенсионной реформы. Граждан будут стимулировать работать и в преклонном возрасте.
Региональная политика будет состоять в сбалансированности развития территорий, они станут конкурировать за инвестиции. На Дальнем Востоке упор будет делаться на высокотехнологичных отраслях, на Северном Кавказе — на туризме. С 2014 года регионы получат новый источник доходов — налог на имущество исходя из его рыночной стоимости.
В качестве десятого направления Медведев выделил открытость власти. Над развитием системы «одного окна» правительство бьется уже 10 лет, признал Медведев. К 2015 году эта проблема должна быть решена, и до 90% граждан смогут обращаться за всеми справками в одно место. А к 2018 году 70% граждан за госуслугами будут обращаться через интернет.
Решать поставленные задачи правительство намерено с помощью госпрограмм, в которых обозначены целевые параметры. «А новое бюджетное правило, каким бы оно жестким ни казалось, позволит застраховать выполнение социальных обязательств от конъюнктурных колебаний цены на нефть», — подчеркнул премьер. И напомнил: решение о финансировании окупаемых инфраструктурных проектов за счет резервов уже принято. На них должны пойти 100 млрд рублей из Фонда национального благосостояния.
Рост экономики будет обеспечиваться не за счет увеличения бюджетных расходов, «как, может быть, думают некоторые коллеги», уточнил присутствующим министр финансов Антон Силуанов.
А автор идеи о снижении лимита Резервного фонда Андрей Белоусов указал, что транспортная инфраструктура сдерживает экономический рост. «Мы уже сейчас не можем просто перевезти тот объем продукции, который потенциально можем производить», — напомнил глава Минэкономразвития.
Изложенные Медведевым задачи правильные, а времени для их решения в силу ориентации политики на избирательные циклы слишком мало, считает замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев.
«Эти задачи невозможно решить без кардинальных, иногда болезненных реформ. Этим заниматься нужно уже сейчас», — указывает экономист. В работе правительства эксперт не видит значимых решений. «Пока больше рассказы, как мы думаем о будущем, как рассуждаем о будущем», — полагает Симачев.
«Противоречия в правительстве транслируются наверх без принятия решений об ответственности на уровне правительства. Задача правительства — находить решения, иногда сложные, иногда неоднозначные, надо брать политическую ответственность», — считает экономист.
Один из примеров таких противоречий — спор между Минфином и Минэкономразвития о смягчении бюджетного правила, говорит Симачев.
Основная задача, поставленная Медведевым в направлениях работы правительства до 2018 года, — повышение конкурентоспособности и улучшение инвестклимата, указывает заведующий лабораторий денежно-кредитной политики Гайдаровского института Павел Трунин.
«В условиях нестабильности мировой экономики мы не можем рассчитывать, что доходы от энергоносителей будут устойчивым. А выполнение обязательств возможно за счет повышения доходов бюджета», — отмечает экономист. «Министр экономического развития говорит о необходимости проведения более мягкой денежно-кредитной политики для стимулирования роста. Но сейчас достаточно много денег тратится на финансирование государством неэффективных проектов. Если мы потратим еще на столь же неэффективные проекты, то вряд ли будет лучше», — указывает эксперт.
По его словам, бюджетная политика в России «жесткая в кавычках».
«Расходы в кризисный период росли и в посткризисный растут. Высокие расходы бюджета в таких условиях их еще больше наращивать было бы неразумно. Во многом пережить последствия кризиса нам помогли средства Резервного фонда. Если случится вторая-десятая волна кризиса, то пережить ее будет непросто», — говорит Трунин. А решение институциональных проблем, сдерживающих улучшение бизнес-климата, будет зависеть от политической воли, полагает экономист.
Екатерина КАРПЕНКО