Намеченная на первое полугодие приватизация части госпакета ВТБ, несмотря на слабый рынок, может произойти оперативнее, чем ожидалось. Согласно появившейся на рынке неофициальной информации, которая уже привела к росту котировок, от 7% до 15% акций госбанка может приобрести суверенный фонд Катара — Qatar Investment Authority. Правда, приватизация в этом случае может превратиться в клубную сделку.
О том, что Qatar Investment Authority ведет переговоры с группой ВТБ об инвестициях в размере $3—3,5 млрд, вчера сообщила британская газета The Daily Telegraph со ссылкой на неназванные источники. По данным издания, фонд может приобрести допэмиссию акций ВТБ на сумму $1,5 млрд, а также облигации банка, конвертируемые в акции, примерно на такую же сумму. По сведениям издания, консультантами по сделке выступают Goldman Sachs и Citigroup. В ВТБ отказались комментировать эту информацию.
Qatar Investment Authority образован в 2003 году. По данным Sovereign Wealth Funds News.com, активы под управлением составляют $60 млрд. Крупнейшие вложения — Sainsbury (25,95%), Chelsfield Partners LPP (20%), London Stock Exchange (15,1%), Epicure Qatar Equity Opportunities (10,1%), Barclays Bank (6,65%), Lagardere (12,8%), а также Fortress Investment Group и Credit Suisse.
По словам двух источников «Ъ», знакомых с ситуацией, переговоры находятся «на продвинутой стадии». По их данным, окончательно структура сделки не определена. Один из вариантов предполагает, что она может пройти полностью в форме допэмиссии. Другой — что половину денег госбанк привлечет через конвертируемые облигации. Что касается допэмиссии, то вне зависимости от объема сначала ее будет предложено выкупить текущим акционерам, после чего — рыночным инвесторам, среди которых катарский фонд будет позиционирован как якорный. Собеседники «Ъ» не исключили, что он станет не единственным якорным инвестором.
Если сделка действительно состоится, то в зависимости от ее структуры катарский фонд может получить от 7,7% до 15% в капитале госбанка. Это вполне вписывается в одобренную правительством в октябре прошлого года программу дальнейшей приватизации ВТБ. В ней предусматривается снижение доли государства с нынешних 75,5% до 50% плюс 1 акции в два этапа: первым должна пройти дополнительная эмиссия, а вторым — продажа части государственного пакета (см. «Ъ» от 26 октября 2012 года). До 2016 года государство намерено полностью выйти из капитала ВТБ. Правда, сначала предполагалось, что это будет делаться в форме SPO — то есть акции банка будут предложены широкому кругу инвестору. Выкуп столь большого пакета катарским фондом может превратить процесс приватизации из публичного в клубный.
Впрочем, серьезно на цену акций сильно это не повлияет. «Понятно, что ВТБ не согласится продать пакет с мультипликатором ниже одного капитала, а арабы вряд ли согласятся купить пакет выше одного капитала, это будет 6,3 коп. за акцию»,— рассуждает директор аналитического департамента ИФК «Метрополь"Марк Рубинштейн. 14 февраля цена закрытия акций ВТБ на Московской бирже составляла 5,65 коп. за акцию, что соответствует мультипликатору 0,8% к капиталу и на 38% ниже, чем цена на SPO два года назад. При этом серьезного потенциала для дальнейшего роста у акций ВТБ, по мнению аналитиков, нет. Об этом говорит и то, что рост стоимости акций ВТБ, начавшийся в среду взлетом котировок на 5,5% при росте индекса ММВБ всего на 1,7%, вчера сильно замедлился. В первой половине дня в четверг акции банка поднимались еще на 5%. Однако по итогам дня акции прибавили в цене всего 1,5%, хотя индекс остался на уровне закрытия среды.
Привлечение в качестве инвестора катарского фонда вполне понятно, говорят инвестбанкиры. «Представители ВТБ искали институционального инвестора, который бы имел аппетит и к страновому риску, и к банковскому,— рассказывает один из собеседников «Ъ».— И при этом у него должны были бы быть крупные свободные деньги. Ни в Европе, ни в Америке сейчас таких инвесторов просто нет». «С этим фондом ВТБ вел переговоры во время SPO в 2011 году, но он так и не стал участвовать в приватизации госпакета,— отмечает источник «Ъ» в западном банке.— ВТБ ведет переговоры со всеми, у кого много денег и кто после того, как войдет, не будет принимать активное участие в управлении. Это не только катарские фонды, но и, например, китайские». «Сейчас инвесторы переоценивают свое отношение к банковским рискам, и мы наблюдаем, что их интерес к российским банковским активам повышается»,— говорит зампред Сбербанка Антон Карамзин.
Впрочем, факт переговоров с фондами вовсе не означает, что в итоге сделка будет закрыта, отмечают эксперты. «Когда арабские фонды ведут переговоры со структурами, близкими к государству, из соображений политкорректности они на все соглашаются. Однако когда дело доходит до подписания договоров, ситуация может измениться, а первоначальное предложение инвестора может трансформироваться так, что станет неприемлемым для госструктур»,— рассуждает управляющий крупного западного фонда. «Вообще то, как эта информация появилась на рынке, похоже на использование инсайдерской информации для покупки акций в расчете на рост их цены,— говорит управляющий партнер ИК «Третий Рим» Андрей Мовчан.— Информация о сделке появилась сегодня, а акции на бирже начали расти за день до ее выхода». В ФСФР сообщили, что служба изучает ситуацию и анализирует новостной фон вокруг банка ВТБ. Кроме того, в службе пояснили, что будет запрошена необходимая дополнительная информация.
Александра БАЯЗИТОВА, Виталий ГАЙДАЕВ, Дмитрий ЛАДЫГИН