Московский арбитражный суд принял к рассмотрению 16 исков Промсвязьбанка к Управлению федеральной антимонопольной службы по Москве и Московской области. Банк оспаривает решения антимонопольной службы, которая привлекла банк к ответственности за то, что он не уведомил ФАС о соглашениях, заключенных со страховыми компаниями. Это пока первый прецедент оспаривания банком таких претензий, говорит чиновник ФАС.
В банке пояснили, что число исков соответствует числу страховых компаний, аккредитованных банком для страхования клиентов и их имущества. «Московское УФАС считает, что банк нарушил закон о защите конкуренции, не представив уведомления о соглашениях со страховщиками», — прокомментировали в пресс-службе банка. Рассмотрение дел пока не назначено.
Сотрудничеством банков и страховщиков ФАС занялась еще в конце 2006 г., а в июле 2007 г. служба дала указания территориальным отделениям собрать материал для возбуждения дел о сговоре более 50 банков и 70 страховщиков.
После этого теруправления ФАС начали регулярно сообщать о выявленных соглашениях и наложении штрафов. Например, Росбанку предъявили претензии по соглашениям с 27 страховщиками. Банки и страховщики предпочли каяться и стали сообщать о разрыве соглашений. «Служба предъявляла к нам претензии, был даже штраф. Но мы устранили нарушения, о чем и сообщили в ФАС», — сказали в пресс-службе «ВТБ 24». Росбанк изменил договоры со страховщиками, о чем уведомил службу. Никто из банков в суд не подавал.
Основной дискуссионный момент — что относить к обычной хозяйственной деятельности, а что не относить, и тогда компании должны сообщать в ФАС об имеющихся соглашениях, сказал «Ведомостям» замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. ФАС, по его словам, настаивает на том, что в случае с Промсвязьбанком речь идет не об обычной деятельности банка, а именно о наличии соглашения со страховщиками, о чем банк должен уведомить чиновников.
К страховщикам здесь у ФАС претензий нет, говорит Кашеваров: «Страховые компании в подобных случаях заключают с банком обычный договор, т. е. банк является их агентом. А вот банк, получается, имеет соглашение со страховщиками и обязан сообщить нам».
Это спор сугубо о форме, содержание работы банков со страховщиками не изменится, говорит руководитель одного из банков.
Закон о конкуренции не содержит понятия обычной деятельности. Это создает банку возможность доказать, что в силу своей деятельности он не мог не заключать соглашения со страховщиками», — говорит юрист компании «Частное право» Павел Посашков.
Елена ХУТОРНЫХ, Алексей РОЖКОВ