Через три года Россия должна перейти в группу стран, имеющих наивысший кредитный рейтинг, планирует минфин. Сейчас мы находимся в группе государств, у которых рейтинг, назначенный международными агентствами, обозначается буквой «В», а переместиться нам необходимо в элитную группу «А».
Уже в этом году министерство предлагает приступить к созданию долгосрочной бюджетной стратегии на 12 лет. И указать в ней «потолок расходов» для всех ведомств. А бюджет на 2014—2016 годы впервые будет сформирован на основе госпрограмм. Такие задачи поставлены минфином в проекте госпрограммы «Управление государственными финансами». Она опубликована на сайте ведомства.
Сэкономить и более эффективно расходовать госденьги поможет переналадка государственных и бюджетных учреждений. Законодательство, регулирующее госзакупки, минфин предлагает распространить и на оказание государственных и муниципальных услуг. Оплачивать работу сотрудников государственных и муниципальных учреждений будут на принципах «эффективного контракта».
Цель госпрограммы — обеспечить устойчивость бюджета независимо от цен на нефть. На достижение целей предлагается потратить 7 лет и 8 триллионов рублей. При этом минфин выделяет восемь целевых индикаторов, по которым и можно будет определить, насколько успешно мы движемся в этом направлении. Достижение показателя по долгосрочному кредитному рейтингу, который присваивается международными агентствами, лишь один из таких индикаторов. Программа, пишет минфин, является «обеспечивающей». Она ориентирована на создание общих условий для всех участников бюджетного процесса. И способствует экономическому росту за счет того, что обеспечивает стабильность в макроэкономике, сохранение ограничений по долговой нагрузке.
Так, если двигаться по программе и не нарушать «бюджетное правило», то уже к 2015 году бюджет будет бездефицитным, напоминает минфин. Кроме того, рассчитывают в ведомстве, ненефтегазовый дефицит федерального бюджета к 2020 году сократится до 7,5 процента ВВП. Это первый целевой показатель, который предложен минфином. Второй показатель — объем Резервного фонда по отношению к ВВП. Он, считают в ведомстве, должен быть не менее 7,5 процента. И стабильно сохраняться на этом уровне. А в двух фондах — Резервном и Фонде национального благосостояния (ФНБ) — через семь лет должно скопиться денег в объеме 11 процентов ВВП. И это без учета тех средств, которые будут из ФНБ направляться на инфраструктурные проекты.
Минфин предлагает госуслуги приравнять к госзакупкам и предоставлять их по общим правилам
Третий индикатор — госдолг. Его минфин намерен держать на уровне не более 15—20 процентов ВВП. Уже к следующему году не менее половины бюджетных расходов должны быть расписаны по госпрограммам, в 2015 году доля таких трат вырастет до 70 процентов, с 2016 года достигнет 90 процентов, планирует минфин. Это четвертый показатель. Пятый касается налогов. Предельное количество человеко-часов, затрачиваемое на деятельность, связанную с уплатой налогов предприятиями малого и среднего бизнеса, в 2014 году составит 180 часов, к 2020 году — 150 часов, обещает минфин. Еще один индикатор — индекс открытости бюджета (Open Budget Index). Он рассчитывается Международным бюджетным партнерством, которое оценивает, предоставляют ли правительства гражданам доступ к ключевым документам, проверяется ли эффективность контроля за исполнением бюджета. Странам присваивается оценка прозрачности по 100-балльной шкале. В прошлом году у России было 74 балла. К 2020 году, считают в минфине, значение показателя должно быть не менее 85 баллов. И, наконец, еще показатель, за которым будет следить министерство, — качество финансового менеджмента.
Впрочем, все показатели могут быть достигнуты только в том случае, если не будет отклонений от основных параметров прогноза социально-экономического развития, предупреждает минфин. В противном случае, придется корректировать и обязательства госпрограммы.
«Основным финансовым риском реализации Государственной программы является существенное ухудшение параметров внешнеэкономической конъюнктуры», — признает минфин. Это повлечет за собой увеличение дефицита федерального бюджета, госдолга и стоимости его обслуживания. Опасности министерство также видит в растущих аппетитах коллег из других ведомств, попыток формировать «прогноз расходов, не соответствующий прогнозу доходов». Как раз для того, чтобы этого не случилось, министерство и предлагает правительству утверждать долгосрочную бюджетную стратегию, которая обеспечит соблюдение бюджетных правил. А также установление на долгосрочный период предельных расходов федерального бюджета на реализацию госпрограмм, так называемых «потолков расходов». Такие «потолки», считают в минфине, должны определяться тоже на долгий срок. Но если действовать правильно, бюджет сможет выдержать падение цен на нефть до 80 долларов за баррель.
В этом году бюджетную стратегию сделают в виде аналитического документа. А с 2014 года, считает минфин, ее надо будет включить в состав документов бюджетного планирования, которые вносятся в Госдуму, и утверждать на правительстве. Стратегию можно будет каждый год корректировать при подготовке бюджета на очередной срок. И каждые три года продлевать горизонты «потолков» расходов на реализацию госпрограмм. А затем, раз в шесть лет, переутверждать и госпрограммы, и новую долгосрочную бюджетную стратегию.
Елена КУКОЛ