Итальянские отельеры уже не первый год проводят «неделю бартера», когда за постой можно платить не деньгами, а услугами или товаром, например, бензином. В России засуха 2011 года заставила башкирского фермера выпустить в оборот местную валюту — «шаймуратики», на которую сельчане сегодня отовариваются в магазине. А Интернет активно зазывает молодежь заработать тайм-доллары.
Понятно, что традиционные деньги никогда не потеряют свою силу. Но и такое увлечение бартером, суррогатными дензнаками возможно лишь до определенного предела, предупреждают эксперты «РГ». Тем более что это небезопасно для самих участников процесса.
Тем временем недавно Верховный суд Башкирии признал «альтернативные деньги» фермера законными. К опыту фермы «Шаймуратово» уже присматриваются не только предприниматели республики, но и других сельскохозяйственных районов страны.
Знакомый предприниматель в разговоре с корреспондентом «Российской газеты» заявил, что он тоже не прочь выпустить собственные деньги». Когда основной доход получаешь осенью, после продажи урожая, а деньги на расходы нужны постоянно: на топливо, семена, удобрения, зарплату людям — нужен капитал с высокой степенью мобильности, пояснил он.
8,4 триллиона рублей находилось в наличном обращении в России на 1 февраля 2013 года
«Местные деньги» — товарные талоны с разным номиналом в 50, 100, 1000 рублей — башкирский фермер ввел в оборот после сильнейшего неурожая, когда ему нечем было платить работникам. По договоренности с двумя местными магазинами он напечатал в районной типографии талоны и раздал в счет будущей зарплаты, как бы в долг, своим работникам. Талоны, которые они отоваривали, он затем выкупал у магазинов. Этот остроумный ход резко поднял их выручку: товарооборот за год вырос на 12 процентов. Работники, которые прозвали талоны по названию фермы «шаймуратиками», довольны, магазины тоже. Минус «местной валюты» в том, что ее нельзя накапливать и она теряет по два процента в месяц. Теперь в планах фермера — перевод расчетов в электронный вид. Вместо бумажных «денег» работники получат на руки пластиковые карты.
Система «альтернативных» денег, а по сути — того же бартера, не нова. Ее в 30-х годах прошлого века впервые применили в австрийском городке Вёргль с населением три тысячи человек. В результате эксперимента в городе был построен мост, заасфальтированы улицы и дороги, расширена канализация, созданы горнолыжный курорт и водохранилище для пожарной службы. Когда вся Европа боролась с безработицей, число безработных в Вёргле снизилось за год на четверть. Но когда более 300 муниципальных общин в Австрии заинтересовались этой моделью, Национальный банк запретил печатать местные деньги, усмотрев в этом угрозу своей монополии. Кстати, и сегодня то и дело по всему миру (в мелких поселках США, графствах Великобритании, отдельных городках Европы) возникают разные варианты «торговых систем локального обмена». По мнению жителей, эти модели способны облегчить жизнь людям. Как и системы «Банка времени», позволяющие участникам обменивать свой труд на так называемые «тайм-доллары». Они были введены в 1986 году и получили распространение в США и Японии.
Сегодня аналогичная система активно внедряется через русскоязычный Интернет, зазывая граждан с четырнадцати лет, общественные организации, предприятия любой формы собственности, органы власти из разных регионов и стран в обменную систему «Банк Времени». Денежных средств от участников не требуется — нет каких-либо авансов, взносов, оплаты, депозитов. Для обмена можно предложить любую продукцию и услуги. За каждый час потраченного на выполнение какой-либо работы для других участников проекта — выгул собак, услуги няни, строителя, дворника, лечение зубов, выпечка хлеба — «выплачиваются» суррогатные деньги по оговоренной таксе, например 1000 баллов (эквивалент 1000 рублей). На полученные баллы можно приобрести либо другие услуги, зарегистрированные в «банке», либо товары в магазинах, участвующих в проекте. Производятся моментальные расчеты через мобильный телефон или Интернет.
Как вам это?
Александр Дорофеев, руководитель направления «ФинЭкспертиза»:
— Для создания альтернативных денег в России законодательно существует необходимая организационно-правовая форма — потребительские общества граждан.
На мой взгляд, такие механизмы очень перспективны в современных российских условиях. Они создают замкнутые производственные контуры, в которых формируется соотношение цен сообразно вложенному труду и трудоемкости производства, то есть более адекватное, нежели складывающееся на рынке.
В рамках потребительских обществ между участниками происходит обмен результатами труда. При этом платить налоги члены потребительского общества не должны. Чтобы обмениваться друг с другом, члены потребительских обществ, естественно, должны устанавливать для себя пропорции, создавать некие эквиваленты, и в этом у них нет ограничений — хоть расписки друг другу давать, хоть тугрики выдумывать! Такая система расчетов позволяет экономить на налогах и создавать сколько угодно квазиденег для стимуляции товарообмена. А с помощью Интернета в потребительские общества можно объединять производителей по всей России! Главное, следить за тем, чтобы все участники обмена официально являлись членами данного потребительского общества, а иначе они превратятся в правонарушителей.
Сергей Литвиненко, адвокат компании «Налоговик»:
— В таких схемах нет гарантий. Платежеспособность и стоимость псевдоденег подкрепляется в лучшем случае личным имуществом местного бизнесмена, а то и вовсе ничем — обещанием некоммерческой компании (такие формы организаций могут даже уставного капитала не иметь!).
Также сомнительны и неустойчивы условия обмена баллов или купонов на реальные товары, услуги и рубли — организатор системы может в любое время эти условия поменять по своему усмотрению, невзирая на интересы многочисленных участников системы. Вдобавок организатор подобной расчетной системы может в любое время отказаться от взятых на себя обязательств, пересмотреть условия начисления баллов или погашения купонов в отличие от Центробанка.
И еще. Альтернативные схемы расчетов содержат налоговые риски, поскольку обмен товарами или услугами происходит не в один и тот же день. А это означает, что сначала производится реализация товара/услуги в одну сторону, а затем происходит встречная сделка. Для организации, применяющей общую систему налогообложения, это влечет необходимость платить НДС со своей реализации. Оказание услуг или предоставление товаров физическим лицам за баллы или купоны может вызвать обоснованные подозрения налоговых органов в уклонении от исполнения обязательств налогового агента по НДФЛ с доходов, полученных в натуральном виде.
Для уплаты налогов никакие альтернативные деньги вообще не подходят, на бюджетные счета можно перевести только рубли.
Валерий Миронов, замдиректора Центра развития НИУ «Высшая школа экономки»:
— «Шаймуратики» — нечто экзотическое и не выходящее за пределы местного рынка, где все зависит от степени доверия людей друг другу. Но что меня тревожит? Такие прецеденты возникают при нехватке обычных денег, географической изоляции, когда трудно получить кредиты и микрокредиты.
Село, фермеров надо щадяще кредитовать, как и всю аграрную отрасль. В противном случае основа для замещения нормальных кредитных денег экзотическими останется. И выгоду смогут извлекать те, кто эмитирует эти талоны-деньги под меньший процент, чем в банке. Люди должны иметь возможность покупать товары не в двух деревенских магазинах и не по навязанным им фиксированным ценам. Нам нужны новые финансовые инструменты. Но при этом нужно усиливать проникновение в экономику здоровых нормальных денег. И потом, монополия денежного обращения у нас определена законом.
Татьяна ЗЫКОВА