Российское правительство в процессе создания мегарегулятора финансовых рынков на базе центробанка думает вместе с полномочиями делегировать совету директоров ЦБ своих комиссаров, но обещает, что они не будут вмешиваться в денежно-кредитную политику и независимость Банка России не пострадает.
Эксперты говорят о непоследовательности правительства и сомневаются в независимости совета директоров ЦБ, в котором заседают чиновники.
«Правительство хочет немного свое влияние увеличить в части тех полномочий, которые передаются, но никто не оспаривает независимость ЦБ в части осуществления денежно-кредитной политики», — сказал Рейтер замминистра финансов Алексей Моисеев.
«Это единая позиция всех участников переговорного процесса», — добавил он.
Во вторник агентство Интерфакс со ссылкой на неназванный источник сообщило, что на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова обсуждалась возможность назначения представителя правительства в совет директоров Банка России в связи с присоединением к ЦБ Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).
Власти РФ собираются к 2015 году путем интеграции ФСФР в ЦБ создать единый орган контроля за банковским и финансовым сектором, включая страховой рынок, биржи, пенсионные фонды.
«Поскольку в ЦБ практически передается часть функций правительства, есть идея ввести в совет директоров ЦБ одного или нескольких представителей правительства, которые будут осуществлять контроль», — сказал источник агентства, добавив, что идея остается спорной, так как у нее «есть ряд противников».
В настоящее время совет директоров Банка России состоит из сотрудников ЦБ. Согласно закону о ЦБ, представители Минфина и Минэкономразвития могут присутствовать на советах директоров Банка России, но без права голоса.
Бывший замминистра финансов Алексей Саватюгин полагает, что назначение представителей в совет директоров может ограничить независимость ЦБ.
«Определитесь: или вы отдаете контроль за финансовым рынком ЦБ от правительства, или не отдаете. Если вы отдаете, то есть чтобы ответственность нес ЦБ, но правительство имело право влиять, ну это не совсем честно, не совсем логично. Понятно, что правительство не хочет терять влияние за таким хорошим куском экономики, но тогда не надо было ставить вопрос о мегарегуляторе и передаче ФСФР в Центробанк», — сказал Саватюгин.
«Сейчас нет никакой проблемы у правительства получить все проекты нормативных актов, которые разрабатывает ЦБ, прийти на совет директоров, высказать мнение правительства, позвонить председателю ЦБ, в конце концов. Не требуется дополнительных полномочий правительства в совете директоров. Это может ограничить независимость ЦБ в проведении денежно-кредитной политики».
Политика ЦБР в последнее время стала предметом споров в правительстве и Кремле. Нынешнее руководство ЦБ и Минфин отстаивают жесткую денежно-кредитную политику, предлагая сосредоточиться на сдерживании инфляции, а не стимулировании роста, ограниченного причинами структурного, а не монетарного характера. Минэкономразвития и Шувалов выступают за снижение процентных ставок, чтобы подстегнуть экономический рост.
В июне ЦБ должен сменить председателя. Полномочия действующего главы банка Сергея Игнатьева истекают в июне и в ближайший месяц президент РФ Владимир Путин должен выбрать преемника из 5—6 кандидатов.
Дарья КОРСУНСКАЯ, Даглас БАСВАЙН