Кобрэнд банка «Финсервис» и сети «Седьмой континент» опередил все другие карточные программы лояльности. Всего банк по итогам года эмитировал 400 тыс. карт, показав пятикратный рост. При этом впервые совместная программа в ритейле опередила традиционно популярные программы с авиаперевозчиками. Участники рынка считают, что успех был обеспечен не только грамотной маркетинговой политикой, но и универсальностью карты, предоставляющей клиентам традиционные банковские услуги.
По итогам 2007 года эмиссия кобрэндовых карт банка «Финсервис» с продуктовой сетью «Седьмой континент» составила 400 тыс. За год банк смог почти в пять раз увеличить количество выпущенных карт (с 83,3 тыс. карт) и выйти в лидеры среди всех российских кобрэндов. «Это стало возможным за счет увеличения терминалов самообслуживания на 73%, до 154, и количества мини-офисов на 65%, до 136»,— объяснил председатель правления банка «Финсервис» Владимир Корьевкин. При этом, как признался советник председателя правления банка Георгий Шабад, около 30% держателей кобрэндовых карт не платят в сети «Седьмой континент». «Мы сами порой не можем оценить, что привлекло клиента к нашей карте: возможность скидки в сети или удобный банковский сервис»,— рассказал он.
Основными акционерами банка «Финсервис» являются Собинбанк и компания «Седьмой континент», чьи доли составляют соответственно 49% и 51%. По предварительным данным на конец 2007 года, активы банка составили 4,7 млрд руб., собственный капитал — 1,06 млрд руб. Банк работает в Московском регионе, Санкт-Петербурге, Калининграде, Перми и Рязани.
По словам экспертов, традиционно во всем мире кобрэнды с авиаперевозчиками пользуются самой большой популярностью. До подведения итогов «Финсервисом» это правило работало и в России. Между тем на этот раз даже сфера авиаперевозок показала в 2007 году более скромные результаты. Так, совместных карточек Альфа-банка с «Аэрофлотом» выпущено 150 тыс. Стартовавшая в середине прошлого года конкурентная программа Русского банка развития совместно с авиакомпанией «Трансаэро» на начало 2008 года составляла 11,7 тыс. карт. Кобрэндовых карт Miles & More (программа Ситибанка с Lufthansa) на конец 2007 года выпущено более 35 тыс.
Успех кобрэндовой программы банка «Финсервис» участники рынка объяснили особенностями российского рынка. «Если в Америке каждый летает на самолете, то в России это можно сказать пока только про магазины,— говорит вице-президент Ситибанка Михаил Бернер. «Кобрэнд с авиаперевозчиком рассчитан на более сегментированную аудиторию, чем с ритейлером. Получить бонус по карте в продуктовом магазине интереснее большему количеству людей»,— соглашается замначальника департамента коммерческого маркетинга Русского банка развития Наталья Ковшель.
Однако аналогичные кобрэнды в ритейле других банков не показали взрывного роста. Так, по итогам 2007 года ВТБ 24 вместе с сетью магазинов «Патэрсон» выпустил более 100 тыс. карт, показав рост в два раза. Экспобанк вместе с «Азбукой вкуса» выпустил 52 тыс. карт. Кобрэндовая программа «Малина», куда в том числе входят Райффайзенбанк и сеть «Рамстор», по данным карточных специалистов, опрошенных «Коммерсантом», сильно стагнирует: на конец года таких карт выпущено не более 10 тыс.
Специалисты предположили, что причина успеха программы «Финсервиса» в том, что по его карте можно получить и другую услугу банка — в частности, потребительский кредит. Кроме того, карты не обязательно приобретаются для скидок. «Конечно, такая огромная эмиссия — результат не только лояльности к конкретной кобрэндовой программе,— считает вице-президент Связь-банка Аркадий Комягинский.— Все карты банка «Финсервис» предоставляют скидку в «Седьмом континенте» независимо о того, ходит клиент в магазины сети или нет».
Анна ДОРОФЕЕВА