Польская экономика, успешно преодолевшая финансовый кризис 2008—2009 годов на растущем внутреннем спросе, споткнулась на рецессии в зоне евро: впервые более чем за 20 лет потребительская активность снижается — так же, как и уровень занятости. Тем не менее премьер-министр Дональд Туск подтвердил намерение страны присоединиться к евроблоку — с той лишь оговоркой, что «момент должен быть выбран правильно». Впрочем, привести собственную экономику в соответствие с нормами валютного союза в Польше обещают уже к 2015 году. К этому времени и Латвия, как ожидается, завершит все формальные процедуры и станет полноценным участником зоны евро.
Потребительская активность частного сектора в Польше за год снизилась на 3,6%, а в январе по отношению к декабрю прошлого года — на 20,6%. Падение спроса сопровождается и сокращением объема кредитования, рост которого наблюдался на протяжении предшествующих 15 лет, а также увеличением безработицы (до 14,3% в январе). В 2008—2009 годах падение ВВП наблюдалось лишь на протяжении одного квартала — таким образом, Польша преодолела финансовый кризис без рецессии, к 2011 году темпы годового роста превысили 4%. Теперь же, по словам главы Центробанка Марека Бельки, «польские потребители утратили уверенность в завтрашнем дне». «Черные тучи надвигаются на Польшу с Запада, призывая поляков к экономности и осторожности»,— образно прокомментировал последние данные господин Белька.
Осенью прошлого года польскому парламенту был представлен антикризисный план, включающий создание фонда, который аккумулирует средства от приватизации, а также акции госкомпаний (около $30 млрд) и будет выступать гарантом по привлечению инвестиций. «У Польши нет иного пути, как наращивать объем инвестиций и тем самым поддерживать рост экономики»,— признали тогда в правительстве страны. Текущее замедление экономического роста (до 2% по итогам 2012 года), по словам премьер-министра Дональда Туска, не отменяет и решимости страны присоединиться к зоне евро.
По плану господина Туска, к 2015 году Польша должна соответствовать всем необходимым критериям механизма присоединения (Exchange Rate Mechanism, ERM II). На данный момент уровень польского госдолга не превышает норматива по бюджетному пакту — планки в 60% ВВП, а инфляция в январе в годовом выражении снизилась до рекордных 1,7% (в июле прошлого года — 4,3%, для сравнения: по зоне евро усредненный показатель составил 2,2%). Среди прочих условий ERM значатся различные аспекты финансового регулирования, в том числе деятельности ЦБ. Именно этим польское правительство и планирует заняться в ближайшие два года, до следующих выборов в парламент. Конкретные же сроки вступления в валютный блок будут определены позже, «момент должен быть выбран правильно», отметил премьер-министр.
Формально все страны ЕС имеют обязательство о присоединении к валютному блоку, исключение составляют Великобритания и Дания, отказ которых носит официальный характер. Правительство Швеции также неоднократно высказывалось за сохранение шведской кроны, отказываясь, в частности, привести банковское регулирование к нормам ERM II. Среди «новых» членов ЕС из Восточной Европы наибольшее рвение к внедрению евро проявляют в Латвии. Парламент страны еще в январе одобрил необходимые изменения в законодательстве, сохранив изначальные сроки присоединения, согласованные с Еврокомиссией,— 1 января 2014 года. Румыния, Болгария, Чехия, Венгрия и Литва пока что определяются с потенциальными сроками завершения процедуры.
Татьяна ЕДОВИНА