Кипр возобновляет переговоры о получении 17 млрд евро от европейской тройки кредиторов. В обмен страна готова пойти на приватизацию и частично раскрыть информацию о владельцах банковских счетов. Обсуждение альтернативных мер спасения уже привело к масштабному оттоку средств с депозитов. Собственные деньги у Кипра закончатся в конце мая.
В понедельник Кипр возобновит переговоры с тройкой европейских кредиторов (Европейский центробанк, Еврокомиссия и Международный валютный фонд) о предоставлении денег для спасения страны от долгового кризиса, заявил новый министр финансов Кипра Михалис Саррис накануне встречи министров финансов еврозоны в Брюсселе.
Будет обсуждаться выделение Кипру около 17 млрд евро (Financial Times пишет о 16,7 млрд евро). Деньги необходимы стране для финансирования текущих нужд и выплат по облигациям. Предыдущий министр финансов Кипра Васос Шарли заверил, что денег у страны хватит до конца мая. 3 июня Никоссия должна погасить облигации на сумму 1,42 млрд евро, средств на это у нее пока нет.
«Евротройка» более полугода настаивает на том, чтобы Кипр стал пятой страной, обратившейся к ней за спасением. Но Кипр всеми силами старался избежать принятия на себя жестких обязательств по реформированию экономполитики, которые придется взять вместе с европейскими деньгами.
К тому же кредит в 17 млрд евро раздует госдолг Кипра до 145% ВВП в 2014 году. Многие чиновники еврозоны считают такой размер недопустимым.
Кипр рассматривал альтернативные пути выхода из кризиса, в том числе за счет списания средств на незастрахованных депозитах. Согласно конфиденциальному предложению для Еврогруппы, попавшему в прессу в середине февраля, Кипр мог пойти на радикальное сокращение банковского сектора при котором депозиты, не участвующие в системе страхования, не будут компенсированы. В первую очередь это коснулось бы клиентов из России, использующих кипрский офшор как способ ухода от налогов. Также Никоссия рассматривала списание части стоимости младших облигаций (облигаций с относительно невысоким рейтингом, имеющих меньше прав на активы, которыми они обеспечены, в сравнении с другими облигациями).
Но даже обсуждение списаний нанесло ущерб экономике Кипра в виде оттока денег с депозитов, сказал Саррис, который отвергает подобные меры.
«У нас масштабный отток средств с депозитов… все эти дискуссии сильно навредили банковской системе Кипра, — заявил он. — Будет печально, если мы сами нанесем смертельный удар по возрождающемуся доверию в экономике». По его словам, списание депозитов, которого раньше не бывало, создаст опасный прецедент для еврозоны.
Кипр также попытается смягчить требования к проведению проверок банковского сектора со стороны организаций, борющихся с отмыванием денег.
Тройка предложила, чтобы проверки проводили частные компании. Саррис настаивает, чтобы это была экспертная группа Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег MONEYVAL. Саррис говорит, что пытается соблюсти баланс между теми, кто просит строгого аудита и теми, кто не видит повода проверять тех, кому нечего скрывать.
В ответ на помощь «тройки» Кипр готов пойти на реструктуризацию банковского сектора, а также на приватизацию, из которой рассчитывает извлечь до 1,5 млрд евро. Новый президент Кипра Никос Анастасиадис говорил о трехлетнем плане приватизации, однако Саррис не намерен придерживаться заявленных временных рамок. «Может статься, что программа будет выполнена быстрее», — заметил он, цитата по The Wall Street Journal.
Великобритания, возможно, примет участие в спасении Кипра, считает Саррис. «Есть причины полагать, что Лондон поддержит программу (спасения — прим. «Газеты.Ru»)… для страны, с которой у него особенные отношения», — сказал министр финансов бывшей британской колонии. Сарриc уточнил, что переговоров по этому вопросу пока не было. Британский дипломат заявил WSJ, что вопросом спасения Кипра занимается еврозона и его страна не получала никаких предложений по этому поводу.
Екатерина МЕРЕМИНСКАЯ