Повышенный интерес к инвестициям в драгметаллы граждане начали проявлять еще в прошлом году, когда цены на них стали бить многолетние рекорды. По итогам 2007 г. количество обезличенных металлических счетов (ОМС) в Банке Москвы выросло в три раза, в банке «Союз» — на 40%. В Сбербанке за сентябрь — декабрь 2007 г. количество ОМС увеличилось на треть.
Открыв офисы после новогодних каникул, банкиры обнаружили новый всплеск интереса к ОМС. «В январе у нас открыли столько же ОМС, как за предыдущие три месяца», — удивляется начальник отдела операций с драгметаллами банка «Зенит» Владимир Згурский. Банк «Союз» оценивает прирост числа ОМС физических лиц за январь в 8—10%.
Хитом продаж у инвесторов по-прежнему остаются золотые ОМС. Так, в Банке Москвы их доля составляет 80%. Банкиры отмечают, что открывать ОМС новых вкладчиков провоцируют прогнозы аналитиков, сулящих продолжение роста цен на золото до $1500 за тройскую унцию в течение пары лет и наблюдающийся не первый год рост цен. 29 января курс золота обновил очередной исторический максимум: цена тройской унции поднималась до $933. Начальник отдела операций с драгметаллами Банка Москвы Вячеслав Васильев рассказывает, что некоторые клиенты предпочли вывести часть денег из паевых фондов и разместить на ОМС. Згурский вспоминает отдельных граждан, которые перемещают на ОМС деньги с депозитов. «Видя уровень инфляции и высокую волатильность на финансовых рынках, люди ищут, в чем сберегать средства», — объясняет замдиректора департамента операций с драгметаллами Номос-банка Алексей Васильев.
Ведь только за последний месяц открытые в Сбербанке ОМС в золоте принесли 3,8% чистого дохода.
По словам банкиров, большинство клиентов открывают ОМС для долгосрочных инвестиций. А дилер отдела по работе с драгметаллами банка «Союз» Сергей Устименко говорит, что и количество клиентов, играющих на курсах металла в ежедневном режиме, также увеличивается, но медленнее. Около 10% наших клиентов активно играют на ОМС с использованием маржинальной торговли, добавляет он. «Такие клиенты могут заработать за неделю от $1000 до $20 000, но и риск потерять большую сумму также велик», — говорит дилер.
С помощью ОМС клиенты банков пытаются проводить и простые спекуляции. Но для этого они чаще используют счета в серебре. Колебания цен серебра были наиболее существенными, замечает Васильев из Банка Москвы. Действительно, разброс цен на серебро в течение прошлого года составил $11—16,2 за унцию (около 46% от минимального значения), а на золото — $606—838 (или 38%). А Васильев из «Номоса» вспоминает студента, который играет, имея на счете всего 40 г серебра.
По его словам, некоторые из клиентов традиционно приобретают металл во время летнего спада, а в декабре фиксируют прибыль. Сейчас эти клиенты ожидают коррекции, чтобы снова вложить средства в драгметаллы, добавляет он.
Многие клиенты, открывавшие счета еще 3—5 лет назад, при нынешних уровнях цен не спешат фиксировать прибыль, отмечает главный трейдер по операциям с драгоценными металлами банка «Уралсиб» Валерий Окулов.
Поскольку золото и серебро достаточно дороги, Васильев из Номос-банка рекомендует сейчас инвестировать в ОМС единовременно не более четверти предполагаемой суммы: «Если еще цена вырастет, стоит зафиксировать прибыль, а вот если упадет — докупить металла». Если инвестор хочет заниматься активной торговлей и точно не намерен продавать купленный металл в течение ближайших трех месяцев или долее, ему имеет смысл открыть срочный металлический вклад, напоминает Устименко. Тогда можно рассчитывать на дополнительную прибыль: на такие вклады банки начисляют проценты в металле до 2,5% годовых. Однако по российскому законодательству со 100%-ного дохода по ОМС банк удержит налог в размере 13%.
Людмила МИЛЕВСКАЯ