ВТБ продолжает искать якорных инвесторов. С середины февраля госбанк пытается договориться с Суверенным фондом Катара о продаже ему крупного пакета акций. Кроме него банк ведет переговоры со своими существующими акционерами — техасским фондом TPG и Chengdong Investment Corp. (CIC), входящей в CIC International, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на двух источников, знакомых с ситуацией.
«Они среди претендентов, — подтвердил «Ведомостям» федеральный чиновник, — но ясности со структурой сделки до сих пор нет, даже по размеру продаваемого пакета идут дискуссии. Переговоры с фондами ведет [президент ВТБ Андрей] Костин, а не мы».
Оба претендента уже являются акционерами ВТБ: в феврале 2011 г. TPG и CIC участвовали в SPO госбанка, вложив в его акции по $100 млн. Тогда инвесторы платили за одну акцию 9,1468 коп. ($6,25 за GDR).Основатель TPG Дэвид Бондерман два года входит в набсовет ВТБ и сейчас рекомендован на третий год. За два года акции подешевели на 39%, поэтому теперь, по данным Bloomberg, потенциальные покупатели требуют скидки. Ее размер не уточняется.
Суверенный фонд Катара просит дисконт в 20—25%, говорил «Ведомостям» менеджер глобального инвестбанка. Фонд обсуждает выкуп как допэмиссии акций ВТБ на $1,5 млрд, так и гибридных облигаций на такую же сумму. Результаты переговоров пока не известны. Представитель ВТБ отказался от комментариев. Получить их в правительстве РФ, TPG и CIC не удалось.
По плану приватизации государство должно сократить долю в ВТБ до 50% плюс 1 акция к концу 2013 г. Костин и чиновники говорили, что оптимальным вариантом представляется сначала снижение доли государства через допэмиссию акций, в которой правительство не будет принимать участия. Причем рассматриваются как варианты публичного размещения, так и продажа пакета небольшому кругу покупателей. ВТБ в ходе допэмиссии хочет привлечь минимум $3 млрд.
«Интересно, чем разрешится ситуация с фондами, поскольку действия ВТБ пока выглядят странно, его мотивация пока непонятна, — рассуждает бывший исполнительный директор ИФК «Метрополь» и топ-менеджер российских Deutsche Bank, Credit Suisse и JPMorgan Алексей Родзянко, участвовавший в народном IPO госбанка. — Либо они понимают, что рынок их не хочет, и предлагают свои акции стратегам, либо, напротив, рынок их хочет, и стратеги хотят договориться раньше публичного размещения».
«Теоретически суверенные CIC и катарский фонд могут позволить себе крупные инвестиции в ВТБ на несколько сотен миллионов долларов, а для TPG это, наверное, много», — говорит аналитик «Совлинка» Ольга Беленькая.
Для ВТБ, по ее мнению, предпочтительнее вхождение стратегических якорных инвесторов: «Они более долгосрочные, с ними легче договориться, они не продавливают акции». Но если стратеги решат выйти, это может негативно сказаться на капитализации ВТБ, предупреждает Беленькая: большие пакеты продать сложно, придется опять с кем-либо договариваться, в этом смысле продажа якорным инвесторам имеет свои недостатки.
Если правда, что Катар добивается дисконта в 20—25%, TPG и CIC могут потребовать того же, добавляет Беленькая.
Если ВТБ удастся договориться с крупными фондами, то публичного предложения может и не быть. Слух о планах ВТБ продать всю допэмиссию на $3 млрд Катару резко поднял котировки акций банка: накануне публикаций в СМИ капитализация ВТБ выросла на 5,4% на Московской бирже и на 6% на Лондонской. Рост продолжился и на следующий день. Засомневавшись в проведении SPO, спекулянты начали выходить из акций.
Акции ВТБ вчера подешевели на 0,75%, индекс ММВБ прибавил 0,5%.
«Сейчас выгодный момент для акций. Судя по Нью-Йоркской бирже, акции в моде, деньги идут в них. Такого не было уже несколько лет. На таком фоне спрос может быть и на Россию. Я сомневаюсь, что внутри России ВТБ сможет полностью разместиться: первый опыт был неудачным», — говорит Родзянко.
Не продешевить
39% на столько подешевели акции ВТБ SPO в 2011 г. Государство рассчитывает продать ВТБ не дешевле цены размещения в 2011 г., говорил в январе первый вице-премьер Игорь Шувалов. Это не является ценовым ориентиром, уточняли впоследствии чиновники финансово-экономического блока.
Ольга ПЛОТОНОВА, Максим ТОВКАЙЛО