По информации «Известий», план создания Международного финансового центра (МФЦ) предусматривает введение уголовной ответственности для банкиров за фальсификацию отчетов до конца 2013 года. Такую статью в Уголовный кодекс (УК) хотели ввести давно, но под натиском банкиров эти нормы всякий раз исключались из поправок.
Как указано в «дорожной карте» по созданию МФЦ и улучшению инвестклимата в России, которую Минфин представил в правительство (копия документа есть у «Известий»), ответственными за введение новой статьи в УК являются Минфин, Минэкономразвития, МВД и ЦБ. Наказывать в уголовном порядке, согласно «дорожной карте», будут за внесение «в бухгалтерские или иные учетные и отчетные документы банка заведомо неполных или ложных сведений либо искажение содержания таких документов, а также за представление таких недостоверных сведений в Центральный банк либо их публикацию или раскрытие в иных предусмотренных федеральными законами формах». Таким образом, даже за ложные сообщения банков на своих серверах раскрытия информации тоже планируется наказывать.
В целом «дорожная карта» представляет собой план мероприятий, состоящий из более чем 70 пунктов. В их числе усиление защиты прав потребителей финансовых услуг, введение консолидированного надзора в банковской сфере, упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг, повышение финансовой грамотности и прочее. В середине февраля премьер-министр Дмитрий Медведев указывал, что «поэтапный план действий (по созданию МФЦ), или так называемая дорожная карта, должна быть утверждена в ближайшее время, и продвигать ее необходимо неукоснительно».
Впервые положения, вводящие в УК статью за фальсификацию банковской отчетности, появились в законопроекте, представленном в 2011 году Минэкономразвития. Документ, направленный на развитие процедуры банкротств и усиление ответственности за правонарушения перед крахами, был доработан с учетом замечаний администрации президента, а пункты об уголовной ответственности банкиров были исключены. В апреле 2012-го предпринята вторая попытка: Минэкономразвития представило другой пакетный законопроект — и в конечном варианте соответствующие поправки в УК отсутствовали. Осенью в правительстве вернулись к этому вопросу, и к концу года Минфин, ЦБ и Агентство по страхованию вкладов внесли проект поправок в УК в правительство.
Последним законопроектом (от Минфина) в УК вводится новая статья 194.1 «Составление и представление недостоверных учетных и отчетных документов кредитной организацией». По ней привлечь можно будет руководителя банка (конкретные должности в тексте поправок не указаны) и лиц, в обязанности которых входит ведение бухучета и составление отчетности. Также наказаны могут быть те, кто отвечает за оформление документов о сделках, обязательствах и имуществе банка. Санкции варьируются от штрафа от 300 тыс. до 500 тыс. рублей (или доходу осужденного от года до двух лет) до принудительных работ (в пределах двух лет) и лишения свободы (в пределах двух лет). Предыдущий вариант поправок в УК (от Минэкономразвития) устанавливал более суровые санкции: максимальный штраф до 700 тыс. рублей, тюрьма до четырех лет.
Бывший финансовый омбудсмен Павел Медведев отмечает, что ситуация, складывающаяся вокруг идеи о введение уголовной ответственности для банкиров за фальсификацию отчетности, характерна и для других законодательных инициатив, долго лежащих на полке.
— Например, законопроект о банкротстве физических лиц разработан еще несколько лет назад, но только в конце прошлого года был внесен в Госдуму, — отмечает он.
— Следует ожидать, что статья за подделку отчетных данных банка всё же будет прописана в Уголовном кодексе, тем более если сроки реализации инициативы будут определены в «дорожной карте» по созданию МФЦ, — добавляет Медведев.
Банкиры и сегодня против дополнительных статей в Уголовном кодексе. Зампредседателя правления Ланта-банка Дмитрий Шевченко говорит, что сейчас виновные в банкротстве банков и без специального состава преступления привлекаются к уголовной ответственности. Так, уголовная ответственность предусмотрена за предоставление заведомо неполной или ложной информации, требуемой к раскрытию по законодательству о ценных бумагах (ст. 185.1 УК РФ), говорит старший аналитик ИГ «Норд-Капитал» Максим Зайцев.
— Введение ее отдельно для банков кардинально ничего не меняет. Значительно более важно то, насколько тщательно регулятор будет выявлять подобные случаи и будут ли на практике применяться санкции против виновных должностных лиц, — отметил Зайцев.
С другой стороны, признает Шевченко, введение отдельного состава преступления позволит более четко подходить к квалификации действий как преступных, к определению степени вины лиц, причастных к фальсификации. Уголовная ответственность всегда является сдерживающим фактором, добавляет зампредседателя правления банка «Стратегия» Юрий Пичурин.
— Введение этой нормы приведет к уменьшению фактов фальсификации. Это позитивно скажется и на развитии кредитных организаций, так как прозрачная банковская система всегда привлекает больше интереса инвесторов, — отмечает он.
Начальник юридического управления «М Банка» Наталия Рыбкина указывает, что применять уголовную ответственность за фальсификацию отчетности надо крайне осторожно, так как отчетность может быть искажена по ошибке. По словам начальника отдела по работе на финансовых рынках Солид Банка Федора Тихонова, есть риск, что в случае выявления сфальсифицированной отчетности «уголовные дела будут возбуждаться на рядовых руководителей отделов или управлений, которые являются лишь маленькими «винтиками» в целенаправленной работе нечистоплотных менеджеров и владельцев банков».
Татьяна ШИРМАНОВА