Несколько десятков лет назад детройтская тройка — GM, Ford и Chrysler — спонсировала курсы по вождению и ПДД в американских учебных заведениях. Автолюбителей стало больше — а как следствие, заметно выросли и продажи автоконцернов. Необязательно рекламировать сам товар, который хочешь продать. Достаточно заинтересовать будущего потребителя теоретическими знаниями.
Есть ощущение, что повышение финансовой грамотности в России пойдет по такому же сценарию. Такой вывод Slon сделал, ознакомившись с содержанием первых будущих учебников по финансовой грамотности для 9-11-х классов. Если ученикам 9-го класса предлагается узнать общее о самых ходовых финансовых продуктах — что такое депозит, кредит, страхование, а также научиться составлять личный финансовый план, — то учебники для 10-11-х классов больше напоминают пособие для студентов финансовых вузов. Подростки узнают из них о видах производных инструментов, о том, кто такие брокеры, дилеры и доверительные управляющие, чем биржа отличается от внебиржевого рынка, а ПИФы — от ОФБУ. Также в содержании есть глава «Составление инвестиционного портфеля» с пунктами о балансировке портфеля, его «пересмотре при изменении ситуации на рынке» и примерами составления.
Фактически получается не учебник, а пособие для новичка на фондовом рынке. С такими знаниями школьники смогут смело просвещать и своих родителей, не имеющих финансового образования.
Перекос контента в сторону фондового рынка объясняется очень просто. Учебники разрабатываются экспертной группой по финансовому просвещению при ФСФР, работу авторского коллектива финансирует Московская биржа, к редактированию привлечены профучастники. Авторы учебников считают, что, благодаря этим знаниям, выпускники школ в довольно раннем возрасте уже будут представлять, как функционирует финансовый рынок. «Если школьникам объяснить суть финансового инструмента человеческим языком, на пальцах, а не пересказать норму закона, а потом сказать — вот это опцион, то думаю, они поймут», — полагает один из авторов учебников, гендиректор компании «Персональный советник» Наталья Смирнова.
Понятно, что учебникам еще предстоит пройти экспертизу Минобрнауки. Не факт еще, что их утвердят. Но сама тенденция настораживает: если в процессе повышения финансовой грамотности так активно участвует финансовое сообщество, то еще вопрос, насколько объективно оценена потребность в этих самых знаниях. А ведь учебники экспертной группы ФСФР — это капля в море. Самый масштабный сейчас проект по финансовой грамотности — минфиновский, и к его реализации также привлекается профсообщество.
«Учебники, делающие акцент на технических деталях функционирования финансовых рынков, рассчитаны на то, чтобы изучившие их школьники пришли в будущем и оставили свои деньги у брокеров. Прежде всего, на рынке Forex, у онлайн-трейдеров, услуги которых широко доступны», — считает управляющий партнер ИК «Третий Рим» Андрей Мовчан. А это, по его мнению, так же опасно, как, например, научить человека собирать автомат, но не объяснить, что им можно убить.
Можно предположить, что на американских дорогах после эксперимента GM, Chrysler и Ford стало больше не только водителей и машин, но и аварий — эти показатели естественным образом коррелируют. Как бы так не получилось, что повышение финансовой грамотности обернется ростом числа жертв на финансовом рынке.
Татьяна АЛЕШКИНА