Банк России хотят лишить права отзывать лицензии за отмывание по собственной инициативе. Депутаты разработали законопроект, который обяжет ЦБ согласовывать такие решения с Федеральной службой финансового мониторинга. Сужение полномочий банковского регулятора призвано сделать его решения более объективными, однако участники рынка опасаются, что это сыграет на руку теневому сегменту рынка.
Сегодня глава банковского комитета Госдумы Владислав Резник и член Совета федерации Дмитрий Ананьев внесут в Госдуму законопроект, в корне меняющий сложившуюся практику отзыва банковских лицензий. Согласно предложенным поправкам в закон «О банках и банковской деятельности», ЦБ не сможет самостоятельно применять крайнюю меру воздействия за нарушение закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». В случае принятия изменений отзывать лицензии «за отмывание» регулятор будет только на основании предписания Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ). Такие же изменения, корректирующие полномочия ФСФР, вносятся в закон «О рынке ценных бумаг». «Принятие законопроекта позволит достичь большей коллегиальности в принятии решений об отзыве лицензий,— заявил «Ъ» Владислав Резник.— Что сделает этот процесс более прозрачным и объективным».
До сих пор служба финансового мониторинга не принимала участия в процессе отзыва лицензий, занимаясь исключительно сбором информации о сомнительных операциях и передачей этих сведений непосредственным регуляторам. Банк России и ФСФР оценивали полученную от ФСФМ информацию и, если усматривали в действиях банка нарушение закона, применяли санкции вплоть до отзыва лицензии, не советуясь с ФСФМ.
В то же время, как гласит пояснительная записка к законопроекту, по закону ФСФМ является «органом, принимающим меры по противодействию легализации». Расширение полномочий ФСФМ по контролю за исполнением закона при одновременном сужении полномочий профильных регуляторов по замыслу разработчиков проекта должно устранить этот дисбаланс.
Урезав полномочия Банка России по отзыву лицензий, законодатели попытались устранить фактор субъективизма со стороны ЦБ, на который в последнее время часто жалуются участники рынка. Так, год назад на парламентских слушаниях Владислав Резник указывал, что неоднократное нарушение антиотмывочного закона — наиболее частая причина (88% случаев) отзыва банковских лицензий. При этом Банк России обвиняли в излишнем формализме, когда лицензии отзывались даже за незначительные технические нарушения.
Сомнительные операции остались основной причиной для отзыва лицензий и в прошлом году. По словам зампреда ЦБ Виктора Мельникова, всего 2006—2007 годах лицензий за отмывание лишились 104 банка. При этом до отзыва лицензий к этим банкам было применено 3270 мер надзорного реагирования. Однако участники рынка указывают, что от подобной активности страдают и «здоровые» банки. «Не проходит и года, чтобы не проверили головной офис, не говоря уже о филиалах, которые проверяют несколько раз в год»,— говорит топ-менеджер крупного российского банка. При этом санкции за нарушение антиотмывочного законодательства — одни из самых жестких для банков. «Например, существует штраф в 0,5% оплаченного уставного капитала, а он у крупных банков может достигать десятков миллиардов рублей, не говоря уже об отзыве лицензии»,— указывает банкир.
Поэтому большинство банкиров оказались довольны новой инициативой. «Принятие предложенных поправок позволит снизить риск формального подхода к проверкам и формального же применения к банкам серьезных санкций,— считает начальник службы финансового контроля Банка Москвы Алексей Седов.— Это сделает контроль за соблюдением закона более разумным». Кроме того, по мнению участников рынка, это позволит снизить значительные затраты банков на выполнение требований закона.
Правда, одновременно может снизиться и результативность борьбы с теневой экономикой. «Если во главу угла ставить все-таки борьбу с легализацией преступных доходов, то именно этот процесс предложенные поправки усложняют,— указывает предправления Пробизнесбанка Александр Железняк.— Появление еще одного согласующего звена в лице ФСФМ снизит оперативность реагирования властей на нарушения, что приведет к росту их количества». С этим не согласен адвокат Сергей Романов. По его мнению, банкам, практикующим отмывание, сужение полномочий ЦБ не слишком поможет. «ФСФМ и ЦБ и так работают очень плотно, сейчас депутаты
А отдельные участники рынка и вовсе считают предложенные меры номинальными. «Депутаты так и не прописали, что означает термин «неоднократные нарушения», и не установили связь между тяжестью нарушения и наказания»,— указала глава службы внутреннего контроля крупного российского банка.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Ирина ГРАНИК