Как сообщил источник РБК daily в правительстве, в ближайшие дни будет подписано постановление о порядке осуществления госкорпорацией «Банк развития» страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков. По предложениям Банка развития, страховая сумма должна быть установлена в размере не более 95% от суммы экспортного кредита при страховании политических рисков и 90% — при страховании коммерческих рисков. По оценке аналитиков, размер страховой суммы экспортного кредита при страховании политических рисков вполне можно снизить, чтобы не стимулировать проведение госкорпорацией слишком рисковых операций.
В соответствии с законом порядок осуществления Банком развития страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков определяется постановлением правительства России. При этом экспортным кредитом считается кредит, предоставленный банком иностранному контрагенту для финансирования экспорта российских товаров или услуг, а также кредит, выданный иностранному контрагенту на условиях контракта в виде отсрочки или рассрочки платежа для оплаты экспорта.
Как заявил источник РБК daily в правительстве, проект постановления уже подготовлен и в ближайшее время ляжет на стол премьер-министра Виктора Зубкова. По его словам, порядок заключения и исполнения договоров, систему оценки рисков, порядок расчета страховой суммы и страховой премии, размер и порядок выплаты страхового возмещения, а также лимиты собственного удержания рисков и лимиты страхования экспортных кредитов будут устанавливать сам Банк развития. Он будет страховать риски по экспортным кредитам со сроком погашения от двух до пятнадцати лет.
Помимо этого проект постановления предусматривает возмещение до 95% от размера убытков. В проекте также реализовано предложение Банка развития о компенсации потерь в пределах страховой суммы экспортного кредита: до 95% кредита при страховании политических рисков и до 90% — при страховании коммерческих рисков. Все эти ограничения, по словам источника РБК daily в правительстве, вынудят Банк развития и экспортеров управлять риском эффективно, а также ответственно подходить к выбору бизнес-партнеров: без таких ограничений госкорпорация могла бы страховать кого-угодно, не обращая особого внимания на качество риска, поскольку сумма страховки фактически покрывала бы размер кредита и 100% убытков.
По мнению главного экономиста ИК «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, размер страховой суммы экспортного кредита при страховании политических рисков можно было бы снизить, учитывая, что госкорпорации никто не запрещает страховать экспортные договоры в такие рисковые страны, как Иран, Ирак или Ангола. «Норматив до 95% от суммы экспортного кредита при страховании политрисков может расслабить руководителей Банка развития и стимулировать проведение высокорисковых операций», — считает Евгений Гавриленков.
Заместитель гендиректора страховой компании «Россия» Игорь Фатьянов отметил, что участие страховщика может составлять и 70% от размера ущерба, но если государство готово компенсировать на уровне 95%, «этому можно только порадоваться». При этом Игорь Фатьянов добавил, что участие экспортера в убытке при страховании политических рисков действительно может быть меньше, чем при страховании коммерческих рисков. «Политические риски всегда связаны с выбором страны, и здесь решение зачастую принимает государство, — говорит
Отметим, что Банк развития будет страховать и коммерческие риски — например, неблагоприятное для экспортера или банка изменение стоимости валюты платежа. По словам генерального директора УК «Ингосстрах-Инвестиции» Валерия Петрова, хеджирование валютных рисков является общемировой практикой: одни покупают фьючерсы, вторые — опционы, а третьи работают по страховой схеме.
Игорь ПЫЛАЕВ