Вчера ФСФР сообщила об изменении своего приказа о квалификации иностранных ценных бумаг, согласно которому были расширен механизм определения иностранных бумаг и определен их учет в депозитариях. Теперь документом, подтверждающим квалификацию иностранной ценной бумаги, может стать не только официальный документ из НДЦ или ФСФР, но и распечатка страниц с их сайтов.
Положение ФСФР о квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг вступило в силу с 1 февраля 2008 года. Согласно документу, ценными бумагами по законодательству РФ признаются только иностранные финансовые инструменты, которые имеют определенный международный код CFI. С остальными иностранными инструментами профучастникам фондового рынка операции запрещены.
Вчера заместитель главы ФСФР Елена Курицына на конференции «Иностранные ценные бумаги в России» сообщила о том, что 29 января этого года служба утвердила приказ об изменении положения о квалификации иностранных ценных бумаг, который на прошлой неделе уже был направлен в Минюст. «ФСФР после выпуска действующего приказа в конце прошлого года провела ряд консультаций в участники рынка, после которых мы поняли, что еще не вступивший в силу приказ уже требует внесения изменений», — пояснила вчера Елена Курицына. По ее словам, изменения в приказе касаются существенного расширения перечня источников по определению статуса иностранного инструмента.
На сегодняшний день профучастник может обратиться за кодами CFI только в нумерирующую организацию (в России ею является НДЦ) или в ФСФР, где проверка кода бумаги осуществляется вручную, что существенно замедляет процедуру получения кода. Вчера же Елена Курицына пояснила, что у профучастников появится право проводить операции с иностранными бумагами в случае, если информация о коде бумаги есть в электронном виде от нумерирующей организации: например, если на самом сайте организации содержится эта информация. Кроме того, ФСФР сама начала публиковать на своем сайте ряд бумаг, у которых есть международные коды.
Профучастники могут обращаться за информацией не только в НДЦ и ФСФР, но и в иностранные организации, которые осуществляют учет ценных бумаг, такие как Clearstream, говорит Елена Курицына. Однако главный менеджер по работе с клиентами Clearstream по Северной и Восточной Европе Мария Иванова, в свою очередь, отмечает, что компания осуществляет квалификацию ценных бумаг только с марта 2007 года. «Мы, конечно, провели некоторые бумаги, которые стали учитываться у нас ранее марта, но только идя навстречу российским клиентам», — сообщила Мария Иванова, отметив, что информацию о кодах Clearstream предоставляет бесплатно, но только своим клиентам, например тому же НДЦ. В свою очередь, директор НДЦ Николай Егоров сказал, что после принятия положения о квалификации иностранных бумаг на НДЦ обрушился целый вал запросов, которые нужно было обрабатывать практически вручную. В результате чего, говорит
«Мы получили более 6 тыс. заявок на предоставление кодов CFI, думаю, что в ближайшее время количество заявок достигнет 10 тыс.», — сетует Николай Егоров. По его словам, почти все заявки были обработаны, но только 2,5 тыс. из них попадают под квалификацию иностранных ценных бумаг, при этом по 2 тыс. заявок кодов CFI нет. «Кроме того, нам поступило порядка 1,5 тыс. заявок на присвоение кодов ADR, с которыми возникли некоторые сложности, поскольку по ним существуют другие стандарты присвоения кодов», — говорит Николай Егоров, отмечая, что в настоящий момент достигнута договоренность с рейтинговым агентством Standard & Poors о пересчете кодов этих расписок для соответствия положению ФСФР.
В свою очередь, эксперты считают, что положение о квалификации иностранных бумаг не сильно затронуло участников рынка, поскольку сделки с иностранными бумагами на территории России носили ограниченный характер. «Большинство российских брокерских компаний торгует бумагами с иностранными клиентами через свои офшорные структуры, в основном через Кипр, и учитываются эти бумаги также в иностранных депозитариях, — говорит заместитель начальника брокерского управления ИФК «Метрополь» Александр Захаров. — На такие схемы российское законодательство не распространяется».
Полина СМОРОДСКАЯ