В последнее время вопросы мировой финансовой системы не сходят с первых страниц большинства российских печатных изданий. Сводки новостей, посвященных трейдерам, обвиняемым в мошенничестве с ценными бумагами, статьи о крупнейших мировых банках, списывающих убытки по так называемым sub-prime кредитам, исчисляемые миллиардами долларов, знакомят широкую общественность с целой областью новой для нее терминологии. В течение наступившего года ситуация вряд ли изменится, представителей регулирующих органов, банков и компаний, работающих в этой области, будут продолжать волновать такие проблемы, как уровень ликвидности и доступ к мировым финансовым рынкам.
На фоне все этих событий документ «Пересмотр порядка листинга», представленный недавно на обсуждение управлением финансовых услуг Великобритании (Financial Services Authority) — надзорным и регулирующим органом на финансовом рынке, — мало интересен широкой аудитории. Тем не менее у многих в России его появление вызвало обеспокоенность тем, как он отразится на российских компаниях и их возможностях по привлечению капитала в Лондоне.
В связи с этим, думаю, стоит поговорить о значимости данного документа, а заодно и обратить внимание на некоторые важные факты, касающиеся российско-британских отношений в сфере торговли и инвестиций.
Объем торговли между нашими двумя странами ежегодно увеличивается на 20%. В России сегодня представлено более 400 британских компаний. Великобритания неизменно является одним из крупнейших иностранных инвесторов на российском рынке с объемом инвестиций в более чем 40 млрд фунтов стерлингов. Особенно сильны партнерские отношения на международных рынках капитала. Цифры говорят сами за себя.
В 2006 г. объем первичных размещений акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже российскими компаниями составил более $16 млрд, т. е. треть от общего объема, а за первые шесть месяцев 2007 г. — $12,2 млрд. 75% сделок с ценными бумагами российских компаний осуществляется в Лондоне. Ни одна другая фондовая биржа не может похвастаться такими внушительными показателями.
Всем известные российские компании, например ВТБ, «Роснефть», АФК «Система», смогли успешно привлечь миллиарды долларов за счет акций с двойной котировкой на биржах в Лондоне и Москве, а также за счет крупных синдицированных кредитов и эмиссии бондов. Все это способствовало их росту как на местном, так и на международном рынке, а следовательно, внесло значительный вклад в развитие российской экономики, темпы которого в последние годы являются поистине впечатляющими.
Российским компаниям давно известны все плюсы привлечения капитала в Лондоне. К их числу относятся приверженность Великобритании принципам открытости экономики; пропорциональное, ориентированное на оценку рисков регулирование; возможность получить доступ к огромным ресурсам ликвидности; наличие большого числа профессиональных специалистов по самым разным типам ценных бумаг и инвестиционных инструментов; относительно невысокие комиссионные за размещение ценных бумаг; беспрецедентный доступ к международным рынкам; широкий спектр консультативно-экспертных услуг и наличие большого числа институциональных инвесторов.
Как показали недавние события на финансовых рынках, для регулирующих органов чрезвычайно важно постоянно делать обзор и анализ своей деятельности, чтобы идти в ногу с изменениями. Документ, разработанный управлением финансовых услуг Великобритании, — пример именно такого обзорного процесса, цель которого — привлечь все заинтересованные стороны и получить их экспертную помощь. Мы хотим быть уверены в том, что все участники рынка имеют ясное представление о различных категориях режима листинга в Британии и их соотношениях с другими предложениями на британском рынке ценных бумаг.
Я позволю себе подчеркнуть, что это всего лишь документ, представленный на обсуждение. Никаких окончательных решений пока не принято. Ключевой вопрос, сформулированный в документе, — как категоризировать различные сегменты рынка, доступные международным компаниям для инвестирования. Простейший закон бизнеса: у каждого продукта должна быть своя понятная «этикетка», чтобы любой потребитель (в данном случае инвестор) ясно понимал, что именно он приобретает. Управление финансовых услуг Великобритании ни в коем случае не собирается сокращать спектр возможностей по привлечению капитала в Великобритании. Названия могут измениться, но выбор предложений останется прежним.
Требования к компаниям, намеренным разместить свои акции на бирже, в целом не изменятся. Большинство российских компаний, которые выбирают для себя вторичное размещение или глобальные депозитарные расписки (GDR), не заметят никакой разницы. Некоторые поправки к требованиям и порядку категоризации могут ощутить на себе лишь немногочисленные компании, подающие заявку на первичное размещение своих акций. Однако эти поправки только отражают мировые тенденции в области корпоративного управления и регулирования рыночных отношений, с которыми крупнейшие российские компании уже хорошо знакомы.
Не сомневаюсь, что изложенные в документе предложения вызовут оживленную дискуссию, ведь то, как функционируют лондонские рынки капиталов, отражается на состоянии мировой экономики в целом. Управлению финансовых услуг Великобритании важно знать мнение тех, кто уже работает на этом рынке или только собирается выйти на него. Поэтому я настойчиво призываю вас изучить представленный на обсуждение документ и направить ваши отзывы в управление финансовых услуг Великобритании.
В заключение позвольте еще раз уверить вас в том, что данные предложения не представляют угрозу для российских компаний. Мы гордимся тем, что Лондон, точнее его финансово-административная часть — Сити, является для России наиболее часто избираемым путем доступа к иностранному капиталу. И в наши планы никак не входит рисковать так успешно развивающимися в последнее время отношениями.
Любой желающий высказать мнение относительно документа «Пересмотр порядка листинга», представленного на обсуждение управлением финансовых услуг Великобритании, может сделать это, воспользовавшись сайтом www.fsa.gov.uk/pages/library/policy/dp/2007/dp08_01_response.shtml либо по почте.
Тони БРЕНТОН, посол Великобритании в России