Коррекция на российском фондовом рынке вчера продолжилась. Индекс РТС снизился на 3% до 1887,42 пункта — минимум с 30 августа 2007 г. «Голубые фишки» потеряли 1—5%.
Акции продавали и российские, и западные инвесторы, был большой объем торгов, констатирует трейдер «Тройки диалог» Тимур Насардинов, объясняя падение негативом на глобальных рынках. В 15.00 МСК стало известно о решении руководства Банка Англии снизить ставку рефинансирования на 25 п. п. до 5,25% годовых.
Понижение ставки может свидетельствовать о замедлении европейской экономики, отмечает вице-президент управления акций Citigroup Сергей Суверов. Около 16.30 МСК вышла статистика по числу заявок по безработице в США, которая тоже разочаровала рынок. Европейские индексы снизились на 1,6—2,3%, азиатские — на 1,5—5%, индекс Dow Jones на 19.30 МСК снизился на 0,3%. Хуже всех пришлось компаниям, акции которых продавались в ходе народных IPО. Бумаги «Роснефти» на ММВБ подешевели на 4,3% до 169,2 руб., Сбербанка — на 3,8% до 84,9 руб., ВТБ — на 3,3% до 9,5 коп.
Теперь бумаги ВТБ торгуются почти на треть ниже цены размещения в мае 2007 г. Котировки акций «Роснефти» за полтора года с IPO (июль 2006 г.) снизились на 17%. Бумаги Сбербанка, размещенные в феврале прошлого года, сейчас дешевле почти на 5%.
Акции ВТБ купило очень много инвесторов (около 120 000 человек. — «Ведомости»), не все могут спокойно смотреть на такое падение стоимости своих инвестиций, говорит Насардинов. Вчера у многих из них сработали стоп-лоссы — не только у частных инвесторов, но и у компаний, покупавших акции, рассказывает он.
«Большая часть наших клиентов, покупавших акции ВТБ во время IPO, — более 60% — продала их достаточно давно», — говорит руководитель проекта «Народное IPO» ИК «Финам» Алексей Курасов. По его словам, оставшиеся либо имеют достаточно диверсифицированный портфель, т. е. их убытки не столь велики, либо ориентированы на длинные инвестиции и «стоически переносят просадку». Правда, через инвесткомпании акции покупали не пенсионеры, а более подготовленная аудитория, оговаривается Курасов.
«Продавать акции сейчас — значит зафиксировать слишком большой убыток, поэтому никто из членов нашей ассоциации не собирается этого делать», — говорит Владимир Сергеев, исполнительный директор Ассоциации миноритарных акционеров ВТБ (объединяет 130 инвесторов, контролирующих около 0,03% капитала банка). По его словам, инвесторы рассчитывают, что ВТБ выкупит акции по цене размещения. «В таких условиях продавать ВТБ нельзя — это огромные убытки», — говорит частный инвестор Владимир. «Я свои акции Сбербанка продал недели две назад — они меня разочаровали», — говорит другой частный инвестор, тогда они еще стоили больше цены размещения.
Не продают акции и руководители ВТБ: банк не сообщал об изменении их доли в капитале банка.
«Фундаментально падения акций и ВТБ, и Сбербанка никак не оправданны, но, к сожалению, иностранные инвесторы выходят из рынка, и трудно предсказать, сколько это еще продлится и когда акции могут вернуться к ценам IPO», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Банковская система развивается — процентные ставки растут, маржа увеличивается, но на котировках это не отражается, отмечает она. Орлова рекомендует «покупать» акции и ВТБ, и Сбербанка, ведь их потенциал роста до целевых цен (ВТБ — $11,8 за GDR, Сбербанк — $5,05) — уже около 40%.
«Роснефть» — публичная компания и котировки ее акций зависят от колебаний на мировом фондовом рынке, лишь заявил по этому поводу представитель компании Николай Манвелов. Получить комментарии представителей Сбербанка и ВТБ не удалось.
Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА, Елена ХУТОРНЫХ