С отказом кипрского парламента поддержать введение налога на банковские вклады, необходимого, чтобы привлечь 5,8 млрд евро и получить еще 10 млрд евро от ЕС и МВФ, кризис вступил в новую и весьма опасную фазу. Если Никосия не найдет альтернативных возможностей собрать нужную сумму или международные кредиторы не смягчат свои требования, банки острова могут потерять доступ к дешевым кредитам ЕЦБ, на протяжении многих месяцев помогавшим им удержаться на плаву. В этом случае финансовому сектору страны грозит крах, а самому Кипру — перспектива выхода из еврозоны.
Какие же есть варианты выхода из создавшегося тупика?
1. Россия поможет Кипру
Сейчас министр финансов Кипра Михалис Саррис находится в Москве, где пытается договориться о предоставлении финансовой помощи. Предыдущий президент Кипра Деметрис Христофиас занимал более пророссийскую позицию, чем его преемник на этом посту, но и ему Москва не торопилась предоставлять новые кредиты. К тому же любой новый кредит увеличит долговое бремя Кипра, которое в таком случае может превысить нормативы МВФ. Следовательно, острову придется, вероятно, продавать активы.
Здесь возможны два варианта. Во-первых, Россия может предоставить помощь в обмен на доступ к газовым месторождениям на шельфе Кипра. Но ценность такого предложения еще весьма спорна, в первую очередь
И согласится ли российская сторона покупать кипрский банк, когда доверие к финансовому сектору острова упало почти до нулевой отметки, а сами банки находятся в зависимости от милости ЕЦБ, который в любой момент может лишить их доступа к финансированию?
2. Кипр пойдет на уступки еврозоне
Европа сейчас усилит давление на президента Кипра Никоса Анастасиадеса, чтобы убедить его вернуться к идее взимания более высокого налога с крупных вкладов, чтобы потерь могли избежать мелкие вкладчики, имеющие в банках застрахованные депозиты до 100 000 евро. От такого варианта пострадают прежде всего российские клиенты кипрских банков. Для международных кредиторов стало неожиданностью то, насколько Кипр заботится о зарубежных вкладчиках своих банков. Обычно политики стремятся защитить в первую очередь граждан своей страны, но на Кипре это не так, сказал один из участников переговоров.
Как полагает Эрик Нилсен из банка UniCredit, кипрские вкладчики до сих пор получали выгоду от ставок по депозитам, которые выше, чем в любой другой стране еврозоны.
«Киприот (или иностранец), разместивший на Кипре депозит в 100 000 евро в 2008 г., сейчас получил бы прибыль примерно на 15 000 евро большую, чем если бы он держал эти средства в банке Италии или Испании, и на 23 000 евро большую, чем в Германии. Почему же сейчас, когда банки испытывают трудности, парламент Кипра считает неразумным введение налога на депозиты? Почему вместо вкладчиков кипрских банков по счету теперь должны платить немецкие, итальянские и другие европейские налогоплательщики? Я считаю, что позиция Кипра абсолютно неприемлема для других стран ЕС», — считает Нилсен.
Но президент Кипра до сих пор не демонстрировал склонности «наказывать» крупных вкладчиков, опасаясь, что
3. Еврозона смягчит требования
Анастасиадес, возможно, надеется, что европейские кредиторы отступят перед перспективой выхода Кипра из еврозоны и предоставят финансирование кипрским банкам. Никосия с энтузиазмом вернулась к обсуждению планов национализации пенсионных фондов, что позволило бы привлечь от 3 млрд до 5 млрд евро. Изначально этот план был предложен Еврокомиссией, но заблокирован Берлином. Пока что балансирование на грани конфронтации с ЕС выглядит как ошибка в расчетах. На данный момент у Кипра немного друзей. Даже страны, недовольные введением налога на вклады, например, Франция, считают, что Кипру следует уменьшить размеры финансового сектора и избавиться от российских денег сомнительного происхождения.
Вероятно, единственным способом для Кипра получить в экстренной ситуации финансовую помощь от ЕС мог бы стать механизм прямого финансирования банков из Европейского фонда стабильности (ESM). Это позволило бы избежать роста госдолга. Но необходимые условия для функционирования такого механизма еще не созданы. И это противоречило бы действующим в настоящий момент законам Германии. В любом случае финансирование из ESM потребовало бы внешнего надзора и масштабного реформирования всего банковского сектора Кипра.
4. Катастрофа
Никосия продлила банковские каникулы, чтобы получить дополнительное время на поиск выхода из создавшегося тупика. Если Кипру не удастся предложить кредиторам жизнеспособную альтернативу взиманию налога с депозитов, ЕЦБ может отказать кипрским банкам в доступе к европейской системе экстренного кредитования банков (ELA). Эта система — последнее, что еще удерживает банки острова на плаву. Следующая сессия управляющего совета ЕЦБ, на которой может быть принято такое решение, состоится 28 марта. Во время переговоров в Брюсселе в пятницу на прошлой неделе чиновники ЕЦБ проинформировали президента Кипра о возможности такого исхода. Без доступа к ликвидности ЕЦБ Кипр не сможет поддержать свои банки, как это сделала бы не входящая в еврозону страна за счет средств своего ЦБ. Таким образом, оставшись без денег, Кипр будет вынужден либо перейти к натуральному обмену, либо печатать собственную валюту. И в следующий раз, когда гражданин Кипра сможет попасть в отделение своего банка, вместо евро ему там могут выдать кипрские фунты.
FT, Бен ХОЛЛ, Петер ШПИГЕЛЬ
Перевод Надежды ДМИТРИЕНКО