Крупнейшие золотодобывающие компании планеты готовятся к распродаже активов в надежде остановить падение финансовых показателей. Десять крупнейших игроков сектора инвестировали за последние 20 лет в свое развитие более 100 млрд долл., а теперь хотят вернуть хотя бы часть этих средств на фоне неудовлетворительной динамики стоимости золота.
Золотодобывающие компании больше не хотят быть такими большими. Так, после резкого роста издержек и снижения капитализации сразу на 27 млрд долл. о распродаже своих активов объявила Barrick Gold, к которой вскоре может присоединиться AngloGold Ashanti — хеджфонд Джона Полсона настаивает на том, чтобы компания разделила свои операции. Буквально месяц назад об отделении своих южноафриканских активов отрапортовал другой крупный игрок отрасли — Gold Fields.
Желание игроков как можно скорее «похудеть» продиктовано негативной динамикой на рынке: за 2012 год индекс Bloomberg, отслеживающий стоимость акций 14 крупнейших золотодобывающих компаний, сократился на 27%. Для сравнения, аналогичный индекс для нефтянки потерял лишь 7,2%. «Ранее мы наблюдали экспоненциальный рост стоимости золота, который сейчас обернулся застоем. С 2001 года не было ни одного года, когда золото не росло в цене. Сейчас металл перестал дорожать и колеблется в коридоре 1600—1800 долл. за тройскую унцию. На рынке наблюдается застой, а себестоимость добычи только растет», — пояснил РБК daily аналитик БКС Кирилл Чуйко.
В этих условиях глобальность операций крупнейших компаний сектора приводит лишь к дополнительному росту издержек, поскольку синергетический эффект от отрасли минимален. «Добыча золота потеряла былую привлекательность
Правда, разделение на части или распродажа активов не являются панацеей от падения стоимости акционерного капитала. Так, с момента отсоединения своих южноафриканских активов в отдельную компанию Gold Fields потеряла 20% капитализации. При этом совокупная рыночная стоимость двух компаний сейчас на 17% ниже, чем капитализация Gold Fields до решения об отделении. Аналогичная ситуация наблюдается и с African Barrick Gold, отделившейся от головной компании. С момента ухода в свободное плавание ее акции упали на 60%.
Евгений БАСМАНОВ