Негосударственные пенсионные фонды после перехода под надзор мегарегулятора в лице Центрального банка могут лишиться своего некоммерческого статуса. Эта перспектива не пугает большинство участников пенсионного рынка — изменение правовой формы сделает фонды более прозрачными, что позволит привлекать инвесторов. Однако нормативные требования к фондам в этом случае, безусловно, увеличатся, считают участники пенсионного рынка.
На состоявшемся вчера в Минфине заседании рабочей группы по вопросам повышения эффективности пенсионной системы обсуждался вопрос об изменении правовой формы негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Об это рассказали «Ъ» участники заседания. В настоящее время НПФ являются некоммерческими организациями, то есть полученную прибыль они тратят не на выплаты учредителям, а на развитие самого фонда.
По словам источников «Ъ», на заседании рассматривались два варианта реформы правовой структуры НПФ. В первом случае пенсионные фонды становятся аналогами паевых инвестиционных фондов и застрахованные лица превращаются в их пайщиков. Во втором случае НПФ преобразуются в акционерные общества. В частности, предполагается, что вновь образованные НПФ по своей организационно-правовой форме будут акционерными обществами. При этом уже существующим фондам предложат выбор — оставаться некоммерческой организацией или преобразовываться в акционерное общество (АО). Для того чтобы стимулировать НПФ менять правовую форму, предполагается введение налоговых льгот, сообщил один из участников заседания. «Если НПФ становится коммерческой структурой, то все обязательства фонда будут отражены в консолидированной отчетности владельца, и, например, для банка это может привести к ухудшению его финансовых показателей»,— уточняет представитель НПФ, входящего в первую десятку.
«Окончательное решение не принято, но рабочая группа больше склоняется к варианту с акционерными обществами»,— сообщила «Ъ» советник первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева Елена Музыка, которая также присутствовала на заседании рабочей группы. Она пояснила, что форма акционерного общества более востребована и законодательная база АО более совершенна и проработана. «ЦБ как регулятору более понятен механизм регулирования АО, поскольку такую правовую форму имеют коммерческие банки»,— считает представитель крупного НПФ, входящий в рабочую группу. По мнению собеседника «Ъ», Банк России сможет распространить принцип банковского регулирования на пенсионные фонды, применив различные нормативные требования к НПФ.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) давно хотели стать коммерческими организациями. Некоммерческие организации менее прозрачны, хотя имеют свои плюсы, говорит исполнительный директор НПФ «КИТ Финанс» Антон Шпилев. «Фонды позиционируются как организации, основной смысл которых в осуществлении пенсионных выплат, а не в извлечении прибыли. Зато коммерческий формат выгоден фондам, поскольку позволит привлекать инвестиции»,— добавляет он. По словам топ-менеджера одного из крупных НПФ, новая правовая форма позволит «снизить затраты, поскольку сейчас фонд обязан обслуживать такую структуру, как пенсионный администратор, через который он выводит прибыль». Прозрачность структуры упростит и процесс продажи НПФ, поскольку классическая смена собственности сейчас невозможна для некоммерческих организаций. «Продажи фондов сразу станут белыми, а отношение инвесторов изменится в лучшую сторону, поскольку появится возможность получать дивиденды»,— говорит председатель правления Первого национального пенсионного фонда Виталий Плотников.
Однако при всех выгодах нового правового положения к НПФ, безусловно, повысятся и требования регулятора, так что не все фонды заинтересованы в этой реформе. «Появление ЦБ в качестве регулятора, безусловно, осложнит жизнь пенсионным фондам»,— отмечает президент Русского торгового банка Сергей Иванов. «Если НПФ хочет стать коммерческой структурой, то это приведет к ужесточению надзора, например, с точки зрения требований к капиталу»,— говорит господин Шпилев. Представители НПФ отмечают, что для кэптивных НПФ предпочтительнее будет остаться некоммерческими организациями: это оградит их от дополнительного контроля со стороны регулятора.
Мария ЯКОВЛЕВА